АЙТМАТОВ, ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ (р. 1928), киргизский прозаик.
Родился 12
декабря 1928 в кишлаке Шекер в Киргизии в семье партийного работника. В 1937
отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки, его первые
жизненные впечатления связаны с национальным киргизским образом жизни. В семье
говорили и на киргизском, и на русском языках, и это определило двуязычный
характер творчества Айтматова.
В 1948 Айтматов окончил ветеринарный
техникум и поступил в сельскохозяйственный институт, который окончил в 1953. В
1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По
окончании института в течение трех лет работал в НИИ скотоводства, одновременно
продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные
курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был
опубликован его рассказ Лицом к лицу (перевод с киргизского). В том же году были
опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть
"Джамиля", принесшая Айтматову мировую известность.
В повести "Джамиля",
героем-повествователем которой был 15-летний подросток, проявилась главная
особенность прозы Айтматова: сочетание напряженного драматизма в описании
характеров и ситуаций с лирическим строем в описании природы и обычаев народа.
По окончании Высших литературных курсов Айтматов работал журналистом в
г.Фрунзе, редактором журнала «Литературный Киргизстан». В 1960–1980-е годы был
депутатом Верховного Совета СССР, делегатом съезда КПСС, входил в редколлегии
«Нового мира» и «Литературной газеты». За свои произведения Айтматов был трижды
удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).
В 1963 был
издан сборник Айтматова "Повести гор и степей", за который он получил Ленинскую
премию. Вошедшие в книгу повести "Тополек мой в красной косынке", "Первый
учитель", "Материнское поле" повествовали о сложных психологических и житейских
коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с
новой жизнью.
До 1965 Айтматов писал на киргизском языке. Первая
повесть, написанная им по-русски, – "Прощай, Гульсары!" (первонач. название
"Смерть иноходца", 1965). Судьба главного героя, киргизского крестьянина
Тананбая, так же типична, как судьбы лучших героев «деревенской прозы». Тананбай
принимал участие в коллективизации, не жалея при этом родного брата, затем сам
становился жертвой партийных карьеристов. Важную роль в повести играл образ
иноходца Гульсары, который сопровождал Тананбая на протяжении долгих лет.
Критики отмечали, что образ Гульсары является метафорой сущности человеческой
жизни, в которой неизбежно подавление личности, отказ от естественности бытия.
Г.Гачев назвал Гульсары характернейшим для Айтматова «двуголовым
образом-кентавром» животного и человека.
В повести "Прощай, Гульсары!"
создан мощный эпический фон, ставший еще одной важной приметой творчества
Айтматова, использовались мотивы и сюжеты киргизского эпоса Карагул и Коджоджан.
В повести Белый пароход (1970) Айтматов создавал своеобразный «авторский эпос»,
стилизованный под эпос народный. Это была сказка о Рогатой Матери-Оленихе,
которую рассказывал главному герою Белого парохода, мальчику, его дед. На фоне
величественного и прекрасного в своей доброте сказания особенно пронзительно
ощущался трагизм судьбы ребенка, который сам обрывал свою жизнь, будучи не в
силах смириться с ложью и жестокостью «взрослого» мира.
Мифологические,
эпические мотивы стали основой повести "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977).
Ее действие происходит на берегах Охотского моря во времена Великой
Рыбы-женщины, прародительницы человеческого рода.
В 1973 Айтматов
написал в соавторстве с К.Мухамеджановым пьесу "Восхождение на Фудзияму".
Поставленный по ней спектакль в московском театре «Современник» имел большой
успех. В центре пьесы – проблема человеческой вины, связанной с молчанием,
невозвышением голоса против несправедливости.
В 1980 Айтматов написал
свой первый роман "И дольше века длится день "(впоследствии озаглавленный
"Буранный полустанок"). Главный герой романа – простой казах Едигей, работавший
на затерянном в степи полустанке. В судьбе Едигея и окружающих его людей, как в
капле воды, отразилась судьба страны – с предвоенными репрессиями, Отечественной
войной, тяжелым послевоенным трудом, строительством ядерного полигона близ
родного дома. Действие романа развивается в двух планах: земные события
пересекаются с космическими; внеземные цивилизации, космические силы не остались
безучастными к злым и добрым поступкам людей. Как и в повестях Айтматова, в
романе "И дольше века длится день" важное место занимает образ верблюда – как
символа природного начала, а также легенда о матери Найман Ана и ее сыне,
который по воле злых людей становится манкуртом, т.е. не помнящим своих корней
бессмысленным и жестоким существом. Роман "И дольше века длится день" имел
огромный общественный резонанс. Слово «манкурт» стало нарицательным, своего рода
символом тех неодолимых изменений, который произошли в современном человеке,
разорвав его связь с извечными основами бытия. Второй роман Айтматова "Плаха"
(1986) во многом повторял мотивы, возникшие в романе "И дольше века длится
день". В романе появились образы Христа и Понтия Пилата. Критики отмечали
эклектичность авторской философии, которая в романе "Плаха" перевешивала
художественные достоинства текста. Впоследствии Айтоматов развивал в своем
творчестве фантастическую, космическую тему, которая стала основой романа "Тавро
Кассандры" (1996). В 1988–1990 Айтматов был главным редактором журнала
«Иностранная литература». В 1990–1994 работал послом Киргизии в странах
Бенилюкса. Произведения Айтматова переведены на многие языки мира.
Писатель скончался 10 июня 2008 года в больнице немецкого города
Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в
историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.