Николай Асеев родился 28 июня (10 июля) 1889 в Льгове Курской губ. Сын
страхового агента (по др. сведениям, агронома). Окончил Курское реальное училище
(1907), учился в Московском коммерческом институте (1908–1910), был
вольнослушателем Московского университета (историко-филологический факультет). С
1908 регулярно печатался в журналах «Весна», «Заветы», «Проталинка», альманахе
«Первоцвет» и др. изданиях; некоторое время работал секретарем в журнале
«Русский архив».
Начал как символист, в Москве сблизился с В.Я.Брюсовым,
Вяч.И.Ивановым, с писателем, критиком, переводчиком и художником С.П.Бобровым; в
1913 вошел в организованную им литературную группу «Лирика», став одним из
учредителей одноименного издательства, из которого в 1914 выделилась группа
поэтов с отчетливо футуристической ориентацией «Центрифуга» (Асеев, Бобров,
Б.Л.Пастернак). В том же году в Харькове Асеев – один из организаторов
литературной группы «Лирень», прокламировавшей национально-архаическую традицию
русского футуризма «хлебниковского» толка, с ее увлечением примитивизмом и
словотворчеством. Сблизился с В.В.Хлебниковым, Д.Д.Бурлюком и особенно с
В.В.Маяковским (некоторое время поэты жили в одной квартире). После призыва
(1915) на военную службу и работы на Дальнем Востоке по инициативе Асеева во
Владивостоке было создано литературно-художественное общество «Балаганчик»,
ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество», куда
входили, в числе прочих, Бурлюк и С.М.Третьяков. С 1922 постоянно жил в Москве;
в 1923 вступил в ЛЕФ.
Символистская изысканность и футуристическая
эпатажность (первая книга Ночная флейта, 1914), интерес к русской народной речи
(сб. Зор, 1914), переросший в культ звукописи (книга Леторей, 1915, совместно с
Г.Петниковым; позднее оценена самим Асеевым как «беспредметное новаторство»),
решающее влияние – в поэтике и антибуржуазном мировидении – Маяковского, высоко
ценившего Асеева («Этот может, хватка у него моя» – в стихотворении Юбилейное) и
написавшего в соавторстве с ним множество агитационных стихов, проявились в
сборниках Асеева Ой кониндан окейн (Люблю твои глаза), 1915; Оксана, 1916;
острота социальной проблематики, восторженный оптимизм
революционно-романтических надежд и трагизм их несопряжения с ожидаемым – в
сборниках Бомба, 1921 (выпущенный во Владивостоке тираж почти полностью
уничтожен), Стальной соловей, 1922; Совет ветров, 1923; Изморозь, 1927,
включающем известное стихотворение Синие гусары; Запеваем!, 1930; Пламя победы,
1946; Разнолетье, 1950; Раздумья, 1955; Лад, 1961, Ленинская премия, 1962; Самые
мои стихи, 1962, – в совокупности создавших впечатляюще яркий, стилистически
многообразный мир лирики Асеева, органично сочетающей гражданственный пафос и
интимную камерность, новаторскую дерзость и верность традициям,
«индустриализованные» неологизмы и просторечие, – и, в основном векторе своего
развития, идущей от усложненной образности к прозрачной ясности стиха (что
отразилось также в поэмах Асеева Буденный, 1923; Лирическое отступление,
Электриада, Двадцать шесть, посвященная расстрелянным бакинским комиссарам, все
1924; Свердловская буря, 1925; Семен Проскаков, 1928; Маяковский начинается,
1936–1939, отд. изд. 1970, Государственная премия СССР, 1941; дополнительные
главы – 1950).
Заинтересованно страстный разговор о судьбе поэта в
революции продолжен Асеевым в статьях о литературе (книги Дневник поэта, Работа
над стихом, обе 1929; Проза поэта, 1930; Зачем и кому нужна поэзия, 1961), в
мемуарах и путевых записках (Разгримированная красавица, 1928). Асеев – автор
также стихов для детей, переводов, статей по вопросам истории русского стиха и
т.п.
Умер Асеев в Москве 16 июля 1963.