БАЖОВ, ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1879–1950), русский писатель. Родился 15 (27) января 1879
на Сысертском заводе близ Екатеринбурга в семье потомственных горнозаводских
мастеров. Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему
писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве
– в частности, в очерках Уральские были (1924). Бажов учился в Екатеринбургском
духовном училище (1889–1893), затем в Пермской духовной семинарии (1893–1899),
где обучение было гораздо дешевле, чем в светских учебных заведениях.
До
1917 работал школьным учителем в Екатеринбурге и Камышлове. Каждый год во время
летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. О том, как сложилась
его жизнь после Февральской и Октябрьской революций, Бажов писал в
автобиографии: «С начала Февральской революции ушел в работу общественных
организаций. С начала открытых военных действий вступил добровольцем в Красную
Армию и принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте. В сентябре 1918
года был принят в ряды ВКП(б)». Работал журналистом в дивизионной газете
«Окопная правда», в камышловской газете «Красный путь», а с 1923 – в
свердловской «Крестьянской газете». Работа с письмами читателей-крестьян
окончательно определила увлечение Бажова фольклором. По его позднейшему
признанию, многие из выражений, найденных им в письмах читателей «Крестьянской
газеты», были использованы в его знаменитых уральских сказах. В Свердловске
вышла его первая книга Уральские были, где Бажов детально изобразил как
заводовладельцев и «барских подлокотников»-приказчиков, так и простых
мастеровых. Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал
оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в
середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939
Бажов объединил их в книгу Малахитовая шкатулка (Государственная премия СССР,
1943), которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название
книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана». Создание
сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и
альманахи, в том числе по уральскому краеведению, возглавлял Свердловскую
писательскую организацию, был главным редактором и директором Уральского
книжного издательства. В русской литературе традиция сказовой литературной формы
восходит к Гоголю и Лескову. Однако, называя свои произведения сказами, Бажов
учитывал не только литературную традицию жанра, подразумевающую наличие
рассказчика, но и существование старинных устных преданий уральских
горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами». От этих
фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов:
смешение сказочных образов (Полоз и его дочери Змеевки, Огневушка-Поскакушка,
Хозяйка Медной горы и др.) и героев, написанных в реалистическом ключе
(Данила-мастер, Степан, Танюшка и др.). Главная тема бажовских сказов – простой
человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами
жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного
мира. Один из самых ярких образов такого рода – Хозяйка Медной горы, с которой
встречается мастер Степан из сказа Малахитовая шкатулка. Хозяйка Медной горы
помогает герою сказа Каменный цветок Даниле раскрыть свой талант – и
разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток
самостоятельно сделать Каменный цветок. Сбывается пророчество, высказанное о
Хозяйке в сказе Приказчиковы подошвы: «Худому с ней встретиться – горе, и
доброму – радости мало». Бажову принадлежит выражение «живинка в деле», ставшее
названием одноименного сказа, написанного в 1943. Один из его героев, дед Нефед,
объясняет, почему овладел мастерством углежога его ученик Тимофей: «А потому, –
говорит, – что ты книзу глядел, – на то, значит, что сделано; а как сверху
поглядел – как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь,
во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет». Бажов
отдал дань правилам «социалистического реализма», в условиях которого
развивалось его дарование. Героем нескольких его произведений стал Ленин. Образ
вождя революции приобрел фольклорные черты в написанных во время Отечественной
войны сказах Солнечный камень, Богатырева рукавица и Орлиное перо. Незадолго до
смерти, выступая перед писателями-земляками, Бажов говорил: «Нам, уральцам,
живущим в таком краю, который представляет собой какой-то русский концентрат,
представляет собой сокровищницу накопленного опыта, больших традиций, нам надо с
этим считаться, это усилит наши позиции в показе современного человека». Умер
Бажов в Москве 3 декабря 1950.