ВОЙНОВИЧ, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (р. 1932), русский писатель. Родился 26 сентября
1932 в Сталинабаде (ныне Душанбе, Таджикистан) в семье учительницы и журналиста,
после ареста которого в 1937 семья переехала в Запорожье. Мальчиком был
колхозным пастухом; окончив ремесленное училище, работал на стройке, служил в
армии. После безуспешных попыток поступить в Литературный институт им.
А.М.Горького поступил в Московский педагогический институт, откуда со 2-го курса
по комсомольской путевке отправился в казахские степи осваивать целину.
Еще в начале 1950-х годов, служа в армии, начал писать стихи. С текстом
Песни космонавтов («Я знаю, друзья, караваны ракет...», 1960) к Войновичу пришла
известность, подкрепленная публикацией повестей Мы здесь живем (1961), Два
товарища (1967; инсценирована автором), рассказов Хочу быть честным (авторское
название – Кем я мог бы стать; инсценирована Войновичем), пьесой Кот домашний
средней пушистости (1990; совм. с Г.И.Гориным, экранизирована под названием
Шапка).
Активная правозащитная деятельность Войновича (письма в защиту
А.Синявского, Ю.Даниэля, Ю.Галанскова, позднее – А.Солженицына, А.Сахарова)
сочеталась с работой над документальными повестями – исторической, о Вере Фигнер
(Степень доверия, 1973), и о собственной злободневной борьбе с номенклатурной
бюрократией за право купить кооперативную квартиру (Иванькиада, или Рассказ о
вселении писателя Войновича в новую квартиру, 1976; в России опубл. в 1988).
В 1974 Войнович был исключен из Союза писателей СССР, печатался в
«самиздате» и за рубежом, где впервые опубликовал и самое знаменитое свое
произведение – роман Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина
(1969–1975) с его продолжением – романом Претендент на престол (1979),
романы-«анекдоты», в которых на примере нелепых, смешных и печальных историй,
происходящих с рядовым солдатиком Иваном Чонкиным, ассоциирующимся с образом
«бравого солдата Швейка» из романа Я.Гашека, в гротескно-сатирической манере
показаны истинная нелепость современного бытия – подавление «высшей» и не всегда
понятной «низам» государственной необходимостью простых и естественных
человеческих желаний и судеб, а также повесть Путем взаимной переписки
(1973–1979).
В 1980 Войнович выехал за границу по приглашению Баварской
Академии искусств, с 1981 лишен советского гражданства, живет в Мюнхене. С
начала 1990-х годов часто приезжает на родину, активно выступает как публицист
(книга Антисоветский Советский Союз, 1985), проявляя и в этом жанре политический
заостренный парадоксализм своего мышления. Эта черта, равно как и тяготение
художественной манеры Войновича к «коллажности» и продуктивному эклектизму,
отразилась и в романе-антиутопии Москва 2042 (1987), показавшем доведенную до
абсурда воображаемую советскую действительность 21-го века и продолжающем
начатую Войновичем в «не очень достоверном рассказе об одной исторической
вечеринке» Войнович в кругу друзей (1967) тему осмеяния коммунистических вождей
(«товарища Кобы» – И.В.Сталина, Леонтия Ария – Лаврентия Берия, Лазера
Казановича – Лазаря Кагановича, Опанаса Марзояна – Анастаса Микояна и др.) и в
опубликованных в конце 1990-х годов романе Замысел и повести Дело № 34840, где в
характерном для писателя смешении эссеизма и биографического документализма
передается история покушения на Войновича сотрудников КГБ. Неоднозначно
воспринимаемые читателями и критикой и порою обвиняемые в «антипатриотическом»
нигилизме произведения Войновича, продолжающие сатирические традиции
отечественной литературы (Н.В.Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, М.А.Булгаков) и
одновременно впитавшие достижения современной мировой антиутопии, гротескной
социально-обличительной прозы (О.Хаксли, Дж.Оруэлл), являют собой характерный
для 20 в. пример успешной философско-политической актуализации беллетристики.