ЗАБОЛОЦКИЙ, НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1903–1958), русский поэт, переводчик. Родился 24
апреля (7 мая) 1903 под Казанью. Его дед по отцу, отслужив при Николае I
положенные четверть века в солдатах, записался уржумским мещанином и работал
объездчиком в лесничестве. Один из двух его сыновей, отец поэта, получил
казенную стипендию и выучился на агронома. Женился он поздно и взял в жены
городскую учительницу, «сочувствующую революционным идеям». Семья жила в селе
Сернуре; сын, первый из шестерых детей, учился вдали от дома, в реальном училище
Уржума. По окончании училища в 1920 Заболоцкий отправился в Москву, где поступил
одновременно на филологический и медицинский факультеты Московского
университета, однако вскоре переехал в Петроград и поступил в педагогический
институт. Участвовал в литературном кружке «Мастерская слова», не был отобран в
состав пролетарского писательского авангарда, однако нашел общий язык со
стихотворцами, считавшими себя «левым флангом» ленинградского отделения
Всероссийского союза поэтов (вскоре упраздненного).
В 1926–1927
Заболоцкий служил в армии, затем получил место в отделе детской книги Госиздата.
Руководил отделом С.Маршак, в отделе работали Е.Шварц, Л.Чуковская, Н.Олейников.
Отдел выпускал не только книги, но и два детских журнала – «Чиж» и «Еж». К
работе были привлечены поэты-единомышленники Заболоцкого – Д.Хармс и
А.Введенский, образовалась поэтическая группа со своей программой. В конце 1927
она стала именоваться Объединением Реального искусства (сперва ОБЕРИО, затем
ОБЭРИУ), ее приверженцы – обэриутами. Манифест обэриутов появился в начале 1928
в Афишах Дома печати, раздел «Поэзия обэриутов» написал Заболоцкий. В духе
тогдашнего культа новаторства было заявлено: «Мы – творцы не только нового
поэтического языка, но и создатели нового ощущения жизни и ее предметов». Себя
он при этом назвал «поэтом голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам
зрителя». К этому времени было опубликовано вразброс несколько стихотворений
Заболоцкого, более или менее подтверждавших эту декларацию (Вечерний бар,
Футбол, Игра в снежки и т.д.). Они прошли незамеченными, зато изданный тиражом
1200 экз. сборник Столбцы (1929), включавший 22 стихотворения, «вызвал в
литературе порядочный скандал», как сообщал другу Заболоцкий, добавив: «...и я
был причислен к лику нечестивых». Статья в журнале «Печать и революция» (1930, №
4) называлась Система девок, в журнале «Стройка» (1930, № 1) – Распад сознания.
Книга оценивалась как «враждебная вылазка», однако прямых распоряжений в
отношении Заболоцкого не последовало и ему (при посредстве Н.Тихонова) удалось
завязать особые отношения с журналом «Звезда», где и было напечатано около
десяти стихотворений, пополнивших Столбцы во второй (неопубликованной) редакции
сборника (в окончательной, впервые воспроизведенной в издании 1965 редакции
раздел Столбцы и поэмы содержит 46 стихотворений).
Столбцы и примыкающие
к ним стихотворения 1926–1932 представляли собой опыты словесной пластики,
ориентированной на повседневную бытовую речь и сближавшей поэзию с современной
живописью. Натюрморты, жанровые сцены и этюды Столбцов мотивировались
«по-обэриутски»: «Посмотрите на предмет голыми глазами и вы увидите его впервые
очищенным от ветхой литературной позолоты... Мы расширяем смысл предмета, слова
и действия». Такое «расширение смысла» постепенно отдалило Заболоцкого от других
обэриутов и явственно сказалось в поэме Торжество земледелия, написанной в
1929–1930 и полностью напечатанной в журнале «Звезда» в 1933: это была своего
рода «мистерия-буфф», прославлявшая коллективизацию как начало вселенского
благоустройства. О его полнейшей лояльности свидетельствует стихотворение на
смерть Кирова (1934), немыслимое в контексте творчества других обэриутов. При
этом в поэме Торжество земледелия, как и в последующих – Безумный волк (1931) и
Деревья (1933), сказалось влияние В.Хлебникова. Как и для других поэтов левого
толка, Хлебников был для Заболоцкого культовой фигурой, ему была особенно близка
устремленность хлебниковской поэтической мысли к сотворению утопии, «учреждению»
всемирной гармонии. Подоспело ко времени и знакомство с сочинениями
К.Э.Циолковского, в которых Заболоцкий видел подтверждение визионерских мечтаний
Хлебникова. Публикация Торжества земледелия повлекла за собой изъятие из
обращения номера «Звезды» с текстом поэмы, оценку автора в органе ЦК ВКП(б)
«Правда» (в статье В.Ермилова Юродствующая поэзия и поэзия миллионов) и
шельмование в других периодических изданиях. Подготовленную к печати книгу
Стихотворения 1926–1932 издать не удалось; попытка издать стихотворения и поэмы
1926–1936 оказалась тщетной. Семнадцать новых стихотворений Заболоцкого, большей
частью опубликованных в газете «Известия» и максимально приближенных к среднему
уровню советской интеллигентской («умствующей») поэзии 1930-х годов, составили
сборник Вторая книга (1937), который, по-видимому, должен был свидетельствовать
о полной «перековке» автора Столбцов и Торжества земледелия. Заболочкий выпустил
также переводы-пересказы для детей и юношества Гаргантюа и Пантагрюэля Ф.Рабле,
одного из Путешествий Гулливера Дж.Свифта, Тиля Уленшпигеля Ш.де Костера, а
также стихотворное переложение поэмы Шота Руставели Витязь в тигровой шкуре. Тем
не менее в 1938 он был арестован и осужден как участник вымышленной
террористической организации ленинградских писателей. Его «дело», следствие с
пытками и лагерные мытарства кратко описаны в его воспоминаниях История моего
заключения (журнал «Даугава», 1988, № 3). Колымский срок был прерван, и уже в
1943 Заболоцкий получил статус ссыльно-поселенца сперва на Алтае, затем в
Казахстане. В 1946 он переехал в Москву, в 1948 опубликовал сборник
Стихотворения, в котором превалируют произведения грузинской тематики, среди них
– Горийская симфония, акафист Сталину, написанный еще в 1936 и переизданный к
семидесятилетию вождя. Заболоцкому было предложено превратить свой пересказ
1930-х годов поэмы Шота Руставели в полный перевод. Как и заказанное ему
стихотворное переложение Слова о полку Игореве, это было одной из самых
престижных и выгодных переводческих работ советского времени. Никакой лирики
лагерно-ссыльного периода не сохранилось, и никаких свидетельств о существовании
таковой не имеется; новые стихотворения начинают появляться с 1946. Они
представляют собой результат творческой эволюции, определившейся еще в
1934–1937. Заболоцкий использует поэтику жестокого романса; характерна она и для
стихотворений трагического звучания (В этой роще березовой, Старая сказка,
Воспоминание, Где-то в поле возле Магадана и т.д.). Между тем стихотворение
Облетают последние маки содержит прямое и открытое авторское признание: «Нет на
свете печальней измены, чем измена себе самому». И прижизненный сборник
Стихотворения (1957), и посмертное Избранное (1960) дают заведомо искаженное
представление о лирике Заболоцкого, включая лишь немногим больше половины его
произведений 1936–1958 и целиком отсекая стихотворения и поэмы раннего периода,
противоречившие благолепному образу советского поэта. Сам Заболоцкий от своего
раннего творчества не отрекался и не оставлял надежды на публикацию более или
менее полного собрания. Он составил его дважды – в 1952 и 1958; предугадывая
обязательные претензии стилистической цензуры, пытался без особого успеха
приглаживать тексты 1926–1936, вопреки тогдашней программной «красоте
неуклюжести» (Битва слонов, 1931): «Весь мир неуклюжего полон значения!».
Впервые поэзия Заболоцкого была представлена читателю с достаточной полнотой в
1965 (Большая серия «Библиотеки поэта»). Ряд ранних стихотворений и поэма Птицы
(1933) оставались неопубликованными до 1972. В первоначальном виде Столбцы и
поэмы 1930-х годов были заново опубликованы в книге Вешних дней лаборатория
(1987). Умер Заболоцкий в Москве 14 октября 1958.