Александр Галич (наст. фамилия Гинзбург) родился 19 октября 1918 г. в
Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в еврейской интеллигентной семье. Отец —
Арон Самойлович, экономист, мать — Фанни Борисовна Векслер, работала в
консерватории. В 1920-м году семья Галича переехала в Севастополь. В 1923-м году
они переехали в Москву, где поселились в доме Веневитинова в Кривоколенном
переулке. В этом доме когда-то Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис
Годунов». После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный
институт им. А. М. Горького и в Оперно-драматическую студию К. Станиславского.
Но Литературный институт бросил. Через три года Галич оставил и
Оперно-драматическую студию. Он перешёл в Театр-студию А. Арбузова и В. Плучека
(1939). В феврале 1940-го года студия дебютировала спектаклем «Город на заре»,
авторство которого было коллективным. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был
его дебют в драматургии. Когда началась война, Галича призвали в армию. Но
медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от
службы. Галич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге,
в Грозном, он попадает в театр, в котом работает до декабря 1941-го года. Отсюда
Галич уезжает в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из
своих бывших студийцев. В ранний период своего творчества Галич написал
несколько пьес для театра — «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым),
«Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час
до рассвета», «Пароход зовут „Орлёнок"», «Много ли человеку надо», а также
сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах»,
«Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам».
С
конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный
аккомпанемент на семиструнной гитаре. Отталкиваясь в какой-то мере от романсовой
традиции и искусства А. Н. Вертинского, Галич стал одним из самых ярких
представителей жанра русской авторской песни (наряду с В. C. Высоцким и Б. Ш.
Окуджавой), который вскоре развили барды и который с появлением магнитофонов
приобрёл огромную популярность. В этом жанре Галич сформировал свое
направление.
Первые песни — «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника
и теорию относительности» и «Закон природы» (обе 1962) — будучи относительно
безобидными в политическом отношении, тем не менее резко диссонировали с
официальной советской эстетикой. Так начался перелом в творчестве Галича.
Перелому в творчестве весьма благополучного советского литератора способствовала
и история с несостоявшейся премьерой пьесы Галича «Матросская Тишина»,
написанной для создававшегося театра «Современник». Уже отрепетированную пьесу
запретили показывать, заявив автору, что он искажённо представляет роль евреев в
Великой отечественной войне. Этот эпизод Галич потом описал в повести
«Генеральная репетиция».
В дальнейшем его песни становились всё более
глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было
запрещено давать публичные концерты. Его не печатали, и не позволяли выпустить
пластинку. Его собирались слушать по домам, его песни передавали друг другу в
записях. Несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим. Именно это
послужило причиной его последующего исключения из Союза писателей и Союза
кинематографистов[источник?]. В 1969 г. в издательстве «Посев» вышла книга его
песен.
В 1971 г. Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом
которого он был с 1955 г. (этому посвящена песня «От беды моей пустяковой»), а в
1972 г. — из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 г. Фактически
после этого он был доведён до состояния нищенства (он — привыкший к достатку и
комфорту). Его не принимали на высокооплачиваемую работу, и он был лишён
возможности заработать себе на хлеб. Первое время Галич продавал редкие книги из
своей библиотеки, потом стал подрабатывать «литературным негром» - подправлять
чужие сценарии. Но денег всё равно не хватало, тем более, что кормить
приходилось не только себя и жену, но и матерей обоих, и семью своего
внебрачного сына Гриши, рождённого в 1967-м году. В 1972-м году, после третьего
инфаркта, Галич получает вторую группу инвалидности и пенсию в 54 рубля в
месяц.
Галич был вынужден эмигрировать; 22 октября 1974 года
постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные
произведения были запрещены в СССР. Первым его пристанищем за рубежом стала
Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на
американской радиостанции «Свобода». Потом Галич поселился в Париже, где погиб
15 декабря 1977 г. от удара электрическим током от радиоаппаратуры. Существует
также версия, что это было убийство, причём версии о том, кто именно убил
Галича, разнятся до противоположности: согласно одним, Галича убили агенты КГБ,
мстившие ему за антисоветскую деятельность; согласно другим — Галича убили
агенты ЦРУ, которые боялись, что Галич, которого мучала ностальгия, решит
вернуться в Советский Союз и этим существенно подорвёт имидж диссидентского
движения. Между тем, парижские знакомые Галича (Владимир Максимов, Василий
Бетаки) заявляли, что причиной его смерти стал именно несчастный
случай:
Я, Василий Бетаки, пришёл вместе с В. Максимовым, редактором
журнала «Континент» в квартиру Галича минут через 20 после его смерти. В
квартире были пожарники и врач. Врач показал мне и В.Максимову чёрные полосы на
руках от антенны (двурогой) которую Галич стал поправлять, предварительно
воткнув её вилку в гнездо под напряжением, причём он не заметил нужного гнезда,
и чтобы воткнуть антенну, он плоскогубцами сдавил контакты вилки, и таким
образом воткнул вилку в запрещённое для неё гнездо. Таков был вывод
врача-реаниматора. Все прочие утверждения о причине смерти А. А. Галича, на мой
взгляд, являются домыслами.