ДОБРОЛЮБОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1836–1861), русский критик, публицист.
Родился 24 января (5 февраля) 1836 в Нижнем Новгороде в семье священника. Отец
был хорошо образованным и уважаемым в городе человеком, членом консистории.
Добролюбов, старший из восьми детей, получил начальное образование дома под
руководством учителя-семинариста. Огромная домашняя библиотека способствовала
раннему приобщению к чтению. В 1847 Добролюбов поступил в последний класс
Нижегородского духовного училища, в 1848 – в Нижегородскую духовную семинарию. В
семинарии был первым учеником и, кроме необходимых для учебы книг, «читал все,
что попадалось под руку: историю, путешествия, рассуждения, оды, поэмы, романы,
– всего больше романы». Реестр прочитанных книг, который вел Добролюбов,
записывая в него свои впечатления от прочитанного, насчитывает в 1849–1853
несколько тысяч названий. Добролюбов вел также дневники, писал Заметки,
Воспоминания, стихи («В свете все живут обманом..., 1849, и др.), прозу
(Приключения на масленице и его следствия (1849), пробовал свои силы в
драматургии.
Вместе со своим соучеником Лебедевым выпускал рукописный
журнал «Ахинея», в котором в 1850 поместил две статьи о стихах Лебедева.
Собственные стихи посылал в журналы «Москвитянин» и «Сын отечества» (не были
опубликованы). Добролюбов писал также статьи для газеты «Нижегородские
губернские ведомости», собирал местный фольклор (более тысячи пословиц,
поговорок, песен, преданий и т.п.), составил словарь местных слов и библиографию
по Нижегородской губернии.
В 1853 оставил семинарию и получил разрешение
Синода учиться в Петербургской духовной академии. Однако по приезде в Петербург
он сдал экзамены в Главный педагогический институт на историко-филологический
факультет, за что был уволен из духовного звания. В годы учебы в институте
Добролюбов изучал фольклор, написал Заметки и дополнения к сборнику русских
пословиц г.Буслаева (1854), О поэтических особенностях великорусской народной
поэзии в выражениях и оборотах (1854) и др. работы.
В 1854 Добролюбов
пережил духовный перелом, который он назвал «подвигом переделыванья» себя.
Разочарованию в религии способствовала потрясшая Добролюбова почти одновременная
смерть матери и отца, а также ситуация общественного подъема, связанного со
смертью Николая I и Крымской войной 1853–1856. Добролюбов начал бороться со
злоупотреблениями институтского начальства, вокруг него образовался кружок
оппозиционно настроенных студентов, обсуждавших политические вопросы и читавших
нелегальную литературу. За сатирическое стихотворение, в котором Добролюбов
обличал царя как «державного барина» (На 50-летний юбилей его превосходительства
Ник.Ив.Греча, 1854), был посажен в карцер. Через год Добролюбов направил Гречу
вольнолюбивое стихотворение 18 февраля 1855 года, которое адресат переслал в
III-е отделение. В стихотворном памфлете Дума при гробе Оленина (1855)
Добролюбов призывал к тому, чтобы «раб... топор на деспота поднял».
В
1855 Добролюбов начал выпускать нелегальную газету «Слухи», в которой помещал
свои стихи и заметки революционного содержания – Тайные общества в России
1817–1825, Разврат Николая Павловича и его приближенных любимцев и др. В том же
году познакомился с Н.Г.Чернышевским, в котором его потрясло наличие «ума,
строго-последовательного, проникнутого любовью к истине». Чернышевский привлек
Добролюбова к сотрудничеству в журнале «Современник». Публикуемые в журнале
статьи Добролюбов подписывал псевдонимами (Лайбов и др.). В привлекшей
общественное внимание статье Собеседник любителей российского слова (1856)
обличал «темные явления» самодержавия. В «Современнике» появились статьи
Добролюбова Несколько слов о воспитании по поводу «Вопросов жизни» г.Пирогова
(1857), Сочинения гр. В.А.Соллогуба (1857) и др. В 1857 по предложению
Чернышевского и Некрасова Добролюбов возглавил отдел критики «Современника».
В 1857 Добролюбов блестяще окончил институт, но за вольнодумство был
лишен золотой медали. Некоторое время работал домашним наставником у кн.
Куракина, а с 1858 стал репетитором по русской словесности во 2-м кадетском
корпусе. Продолжал активно работать в «Современнике»: только в 1858 им было
опубликовано около 75 статей и рецензий, рассказ Делец и несколько
стихотворений. В статье О степени участия народности в развитии русской
литературы (1958) Добролюбов дал оценку русской литературе с социальной точки
зрения.
К концу 1858 Добролюбов уже играл центральную роль в
объединенном отделе критики, библиографии и современных заметок «Современника»,
оказывал влияние на выбор художественных произведений для публикации. Его
революционно-демократические взгляды, выраженные в статьях Литературные мелочи
прошлого года (1859), Что такое обломовщина? (1859), Темное царство (1859)
сделали его кумиром разночинной интеллигенции.
В своих программных
статьях 1860 Когда же придет настоящий день? (разбор романа И.Тургенева
Накануне, после которого Тургенев разорвал отношения с «Современником») и Луч
света в темном царстве (о драме А.Н.Островского Гроза) Добролюбов прямо призывал
к освобождению родины от «внутреннего врага», каковым считал самодержавие.
Несмотря на многочисленные цензурные купюры, революционный смысл статей
Добролюбова был очевиден.
Добролюбов писал и для «Свистка» –
сатирического приложения к «Современнику». Работал в жанрах стихотворной
пародии, сатирического обозрения, фельетона и др., скрываясь за образами «барда»
Конрада Лилиеншвагера, «австрийского поэта-шовиниста» Якова Хама, «юного
дарования» Антона Капелькина и др. вымышленных персонажей.
Из-за
интенсивной работы и неустроенной личной жизни усилилась болезнь Добролюбова. В
1860 он лечил туберкулез в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Политическая
ситуация в Западной Европе, встречи с известными деятелями революционного
движения (З.Сераковский и др.) отразились в статьях Непостижимая странность
(1860) и др., в которых Добролюбов усомнился в возможности «мгновенного,
чудесного исчезновения всего векового зла» и призвал внимательнее
присматриваться к тому, что подсказывает сама жизнь для выхода из
несправедливого социального устройства. Несчастливая любовь к итальянке И.Фиокки
вызвала к жизни стихи 1861 Еще работы в жизни много..., Нет, мне не мил и он,
наш север величавый... и др.
В 1861 Добролюбов вернулся в Петербург. В
сентябре 1861 в «Современнике» была опубликована его последняя статья Забитые
люди, посвященная творчеству Ф.М.Достоевского. В последние дни жизни Добролюбова
ежедневно навещал Чернышевский, рядом были Некрасов и другие единомышленники.
Чувствуя близость смерти, Добролюбов написал мужественное стихотворение Пускай
умру – печали мало...
Умер Добролюбов в Петербурге 17 (29) ноября 1861.