АХМАДУЛИНА, БЕЛЛА (ИЗАБЕЛЛА) АХАТОВНА (1937 - 2010), русская поэтесса. Родилась
10 апреля 1937 в Москве. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты
«Метростроевец». Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у
поэта Е.Винокурова. В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее
стихотворение Родина. По окончании школы поступила в Литературный институт им.
А.М.Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились
высокой оценки И.Сельвинского: «поразительные по силе, свежести, чистоте души,
глубине чувства».
Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала
стихи в литературных журналах и в рукописном журнале «Синтаксис». Занималась
журналистикой, писала очерки (На сибирских дорогах и др.). В 1957 писала в
«Комсомольской правде»: искусство «призвано не веселить людей, а приносить им
страдания». В 1959 Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в
травле Б.Л.Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 окончила институт с
отличной оценкой дипломной работы.
В 1962 стараниями П.Г.Антокольского
была издана первая книга Ахмадулиной Струна. Высоко оценивая поэтический дар
Ахмадулиной, Антокольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении:
«Здравствуй, Чудо по имени Белла, / Ахмадулина, птенчик орла!»
Поэтический сборник Озноб, в котором были собраны все стихи, написанные
в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ).
Несмотря на это «крамольное» событие, книги Ахмадулиной, хотя и подвергались
строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: Уроки музыки (1969), Стихи
(1975), Свеча (1977), Метель (1977) и др. В 1977 она была избрана почетным
членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 вышла книга
Избранное, за ней последовали новые поэтические сборники.
Сюрреалистический рассказ Ахмадулиной Много собак и собака вошел в
неофициальный альманах «Метрополь» (1979). К этому времени она по праву
считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших свой творческий путь во
время «оттепели». Вместе с А.Вознесенским, Е.Евтушенко и Р.Рождественским ее
называли «поэтом эстрады», обозначая таким образом не столько поэтический строй,
сколько способ общения с читателем. Вообще же стихам Ахмадулиной никогда не была
присуща публицистичность. Она не раз говорила о том, что без восторга вспоминает
времена массового интереса к поэзии, из-за которого в поэтах воспитывалось
желание угождать неприхотливым вкусам.
Одной из главных тем лирики
Ахмадулиной является дружба. Дружбу – в том числе дружбу-любовь и
дружбу-творчество – она считает одним из самых сильных человеческих чувств.
Дружбе в равной мере присущи и страсть («Свирепей дружбы в мире нет любви», в
сб. Сны о Грузии, 1977), и горечь («По улице моей который год...»; там же).
Героями стихов Ахмадулиной становились русские поэты – от А.Пушкина и
М.Цветаевой (сб. Тайна, 1983) до друзей и современников А.Вознесенского и
Б.Окуджавы, а также простые люди – «кривая Нинка» (сб. Побережье, 1991),
«электрик Василий» (сб. Стихотворения, 1988) и др. Ахмадулину не пугают
уродливые черты действительности, о которой она пишет в своем «больничном цикле»
(Воскресенье настало..., Был вход возбранен..., Елка в больничном коридоре и
др.): «Я видела упадок плоти / и грубо поврежденный дух /...весь этот праздник
некрасивый / был близок и понятен мне». При этом, как писал в 1977 И.Бродский,
ее искусство «в значительной степени интровертно и центростремительно.
Интровертность эта, будучи вполне естественной, в стране, где живет автор,
является еще и формой морального выживания» (Зачем российские поэты?..).
Бродский считал Ахмадулину «несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской
линии в русской поэзии», поэтом, чей «стих размышляет, медитирует, отклоняется
от темы; синтаксис – вязкий и гипнотический – в значительной мере продукт ее
подлинного голоса». Ахмадулина много переводила грузинских поэтов Н.Бараташвили,
Г.Табидзе, С.Чиковани и др. Журнал «Литературная Грузия» публиковал ее стихи в
годы, когда из-за идеологических запретов это было невозможно в России.
Ахмадулина – автор многочисленных эссе – о В.Набокове, А.Ахматовой, М.Цветаевой,
Вен.Ерофееве, А.Твардовском, П.Антокольском, В.Высоцком и др. крупных творческих
личностях, которые, по ее словам, «украсили и оправдали своим участием разное
время общего времени, незаметно ставшего эпохой». Живет поэтесса в Москве. В
1989 ей была присуждена Государственная премия СССР.
Умерла в Москве 29
ноября 2010 года.