ЕВТУШЕНКО, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1933), русский поэт, прозаик,
киносценарист, кинорежиссер. Родился 18 июля 1933 на ст. Зима Иркутской области
в семье геологов, мать впоследствии стала певицей. Рос в Москве, где с 1949
начал печатать стихи. В 1951–1957 учился в Литературном институте им.
А.М.Горького (исключен за поддержку романа В.Д.Дудинцева Не хлебом единым), в
1952 стал самым молодым членом Союза писателей СССР.
Начав с подражания
пафосно-политизированной поэзии В.В.Маяковского (сборники Разведчики грядущего,
1952; Третий снег, 1955), в дальнейшем выработал собственный оригинальный
поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью
бытовой лексики, патетику и лиризм, медитацию и сюжетность, ритмическую гибкость
и высокое мастерство версификатора, уверенно чувствующего себя в любом стиховом
«поле» – от верлибра до ямба, глубину размышлений о вечном и острую
злободневность, интимную камерность и пафос гражданственности (сборники Шоссе
энтузиастов, 1956; Обещание, 1957; Яблоко, 1960; Взмах руки, Нежность, оба 1962;
Катер связи, 1966; Идут белые снеги, 1969; Дорога номер один, Поющая дамба, оба
1972; Интимная лирика, 1973; Отцовский слух, 1975; Утренний народ, 1978; Две
пары лыж, 1982; Граждане, послушайте меня, 1989).
Едва ли не самый яркий
и, безусловно, самый читаемый русский поэт 20 в., Евтушенко, в сплетении
традиций русской лирики «золотого» и «серебряного» веков с достижениями русского
«авангарда», стал своеобразным поэтическим камертоном времени, отражая
настроения и перемены в сознании своего поколения и всего общества. Один из
вождей литераторов-«шестидесятников», собиравший наряду с А.А.Вознесенским,
А.А.Ахмадулиной, Р.И.Рождественским и др. толпы на чтение своих стихов в
Политехническом музее, Евтушенко сразу проявил себя как сын периода «оттепели»,
эпохи первого бескомпромиссного обличения культа личности Сталина (стихотворения
И другие, 1956; Лучшим из поколения, 1957; Наследники Сталина, 1962), в
противостоянии которым он, однако, не доходил до отрицания ценностей российского
революционного движения, леворадикального сознания и комсомольского энтузиазма
современных ему «строителей коммунизма» (поэмы Братская ГЭС, 1965; Казанский
университет, 1970). В своем многоаспектном и многожанровом творчестве Евтушенко,
всегда умело балансирующий на грани лояльности и оппозиционности, наряду с
расхожими официозными (и тем не менее облагороженными силой художественного
выражения) темами борьбы за мир (поэмы Мама и нейтронная бомба, 1982,
Государственная премия СССР, 1984; Фуку, 1985) и мирового коммунистического
движения (поэма в прозе Я – Куба, 1963, на основе которой по сценарию Евтушенко
создан советско-кубинский кинофильм, 1964, реж. М.Калатозов и С.Урусевский;
«кубинский» цикл – Интернационал, Разговор с МАЗ'ом, Три минуты правды, Архивы
кубинской кинохроники, и др.; повесть в стихах Голубь в Сантьяго, 1978) свежо и
сильно звучат темы повседневной жизни рядового труженика, народных воспоминаний
о недавних боях с фашистами, собственного военного детства и «малой родины»,
бережного отношения к природе, исторического прошлого России (поэмы Станция
«Зима», 1956; Ивановские ситцы, 1976; Северная надбавка, 1977; «Непрядва, 1980;
стихотворения Свадьбы, Фронтовик, оба 1955; Баллада о браконьерстве, 1963, и
др.). Особый пласт – протестная лирика Евтушенко, идущая в одном русле с его
смелыми, особенно для в целом весьма благополучного во все советские времена
литератора, гражданскими поступками (выступления в защиту «диссидентов» –
А.Д.Синявского, Ю.М. Даниэля, А.И.Солженицына, И.А.Бродского, В.Н.Войновича и
др., неприятие агрессии в Венгрии, Чехословакии, Афганистане и т.п., возмущение
преследованиями творческого «инакомыслия» (стихотворения Танки идут по Праге,
1968; Афганский муравей, 1983; Баллада о стихотворении Лермонтова «На смерть
поэта» и о шефе жандармов, 1963). Гуманистическая позиция Евтушенко, неизменно
ориентирующая на взаимопонимание людей всех национальностей и рас, породила в
его творчестве мотив «гражданина мира», отождествляющего себя с каждым сыном
Земли, страдания которого будят его совесть («Я мыслю: я сегодня иудей...» –
стих. Бабий Яр, 1961; «...глазами чеха или венгра взглянуть на русские штыки» –
стих. Возрождение, 1971), постоянно сопоставляющего судьбу своего народа с
судьбами Планеты, на всех континентах приветствующего освобождение от догм и
предрассудков априорной отвагой творческого дара (поэма Снег в Токио, 1974),
решительно при этом отвергая кровь и насилие (поэмы Коррида, 1967; Под кожей
статуи Свободы, 1970). Поэтическая речь Евтушенко легко переходит от эпического
повествования к диалогу, от насмешки к нежности, от самобичевания к
исповедальности. Многие афористические строки Евтушенко стали хрестоматийными
(«Поэт в России – больше, чем поэт...», «Несчастье иностранным быть не может»).
Психологическая тонкость и житейская мудрость проявляются и в многочисленных
стихах Евтушенко о разных и всегда для него прекрасных женщинах – застенчивых
влюбленных («...И говорила шопотом: / А что потом? А что потом?»),
самоотверженных матерях («Роняют много женщины в волненье – / Но не роняют
никогда детей...»), упрямых и стойких труженицах («Одеть, обуть, быть умной,
хохотать...»); о друзьях – настоящих и мнимых, об одиночестве «больной» души
(стих. Смеялись люди за стеной...). Один из провозвестников и трибунов
«перестройки», во второй половины 1980-х годов Евтушенко много выступал с
публицистическими статьями (в т.ч. ст. Притерпелость, призывающая к освобождению
от порока терпеливого повиновения) и стихами (Пик позора, Страх гласности, Так
дальше жить нельзя). В последующем усиление в его творчестве мотивов скепсиса и
иронии объясняются естественным разочарованием в результатах перестроечных
процессов, далеких от создания подлинно демократического общества (кн. Поздние
слезы, 1995; поэма Тринадцать, 1996). Как прозаик, ориентированный на
мемуарно-библиографическую документальность и интерес к сложным и спорным
моментам современной истории, проявил себя в повести Перл-Харбор (1967),
проецирующейся на события Второй мировой войны, и особенно в романе Ягодные
места (1982), связанном с процессом «раскулачивания» в Сибири 1930-х годов, а
также в многоплановом романе Не умирай прежде смерти (Русская сказка) (1993),
включающим цикл Стихи из последней книги и сконцентрированном на драматических
коллизиях периода «перестройки». В аналогичном контексте прочитываются
осужденная партийными литераторами за «клевету» на советский строй Автобиография
(1963, франц. изд.) и кн. воспоминаний Волчий паспорт (1998). Автор
фантастической повести Ардабиола, нескольких рассказов, ряда
очерково-публицистических книг. Многие стихотворные тексты Евтушенко стали
основой музыкальных произведений, в т.ч. популярных песен Хотят ли русские
войны, Вальс о вальсе, Бежит река, в тумане тает... Шаржи, эпиграммы и пародии
поэта вошли в литературный обиход второй половины 20 в., Евтушенко осуществил
также многочисленные переводы из поэзии разных народов (сб. Лук и лира. Стихи о
Грузии. Переводы грузинских поэтов, 1959, и др.). Постоянные размышления
Евтушенко о проблемах творчества, внимание к развитию отечественной стиховой
культуры выразились в создании им антологии русской поэзии 20 в. Строфы века (на
англ. яз. в США, 1993; на рус. яз. – 1995), в составлении, авторстве и
редактировании многих сборников поэзии, поэтических теле- и радиопередач, в
написании книги статей Талант есть чудо неслучайное (1980), в поэме Пушкинский
перевал (1966) и т.д. Широко известный во всем мире современный русский поэт
(переведен более чем на 70 языков мира, почетный член Американской академии
искусств, действительный член Европейской академии искусств и наук),
претендующий – при всех неумолкающих спорах вокруг его имени — на право быть
одним из выразителей умонастроений своего народа и своей эпохи, Евтушенко, с той
или иной степенью успеха, выступал как чтец (собственных стихов, а также
А.А.Блока, Н.С.Гумилева, В.В.Маяковского и др.), актер, режиссер и сценарист
(главная роль – К.Э.Циолковского в кинофильме С.Я.Кулиша Взлет, 1979; кинофильмы
Детский сад, 1983; и Похороны Сталина, 1990; в обоих сценарий и режиссура
Евтушенко), а также как фотохудожник (персональная выставка «Невидимые нити»);
проявил себя и в качестве темпераментного общественного деятеля (один из
сопредседателей, наряду с А.Д.Сахаровым, А.М.Адамовичем и Ю.И.Афанасьевым,
первого массового движения российских демократов – общества «Мемориал»; народный
депутат СССР последнего созыва).