БАЙРОН, ДЖОРДЖ ГОРДОН (Byron, George Gordon) (1788–1824), один из величайших
английских поэтов-романтиков. Родился 22 января 1788 в Лондоне. Его мать, Кэтрин
Гордон, родом шотландка, была второй женой капитана Д.Байрона, первая жена
которого умерла, оставив ему дочь Августу. Капитан скончался в 1791, успев
растратить бльшую часть состояния жены. Джордж Гордон появился на свет с
изуродованной стопой, из-за чего у него с раннего детства развилась болезненная
впечатлительность, усугубленная истерическим нравом матери, растившей его в
Абердине на скромные средства. В 1798 мальчик унаследовал от двоюродного деда
титул барона и родовое поместье Ньюстед Эбби под Ноттингемом, куда он переехал с
матерью. Мальчик занимался с домашним учителем, затем его отдали в частную школу
в Далвиче, а в 1801 – в Харроу.
Осенью 1805 Байрон поступил в
Тринити-колледж Кембриджского университета, где познакомился с Д.К.Хобхаусом
(1786–1869), до конца жизни его самым близким другом. В 1806 Байрон издал для
узкого круга книжку Стихи на случай (Fugitive Pieces). Через год последовали
Часы досуга (Hours of Idleness); наряду с подражательными в сборнике были и
многообещающие стихи. В 1808 «Эдинбургское обозрение» высмеяло довольно
самонадеянное авторское предисловие к сборнику, на что Байрон ответил ядовитыми
строчками в сатире Английские барды и шотландские обозреватели (English Bards
and Scotch Reviewers, 1809).
В Лондоне Байрон наделал долгов на
несколько тысяч фунтов. Спасаясь от заимодавцев, а также, вероятно, в поисках
новых впечатлений он 2 июля 1809 отправился с Хобхаусом в длительное
путешествие. Они доплыли до Лиссабона, пересекли Испанию, из Гибралтара морем
добрались до Албании, где нанесли визит турецкому деспоту Али-паше Тепеленскому,
и проследовали в Афины. Там они провели зиму в доме одной вдовы, чью дочь,
Терезу Макри, Байрон воспел в образе Афинской девы. Весной 1809 по пути в
Константинополь Байрон переплыл Дарданеллы, чем не раз впоследствии похвалялся.
Следующую зиму он снова провел в Афинах.
В Англию Байрон возвратился в
июле 1811; он привез с собой рукопись написанной спенсеровой строфой
автобиографической поэмы, повествующей о печальном скитальце, которому суждено
познать разочарование в сладостных надеждах и честолюбивых упованиях юности и в
самом путешествии. Паломничество Чайльд Гарольда (Child Harold's Pilgrimage),
изданное в марте следующего года, в одночасье прославило имя Байрона. Его мать
до этого не дожила – она скончалась 1 августа 1811, а еще через несколько недель
пришло известие о смерти трех близких друзей. 27 февраля 1812 Байрон выступил в
палате лордов со своей первой речью – против законопроекта тори о смертной казни
для ткачей, умышленно ломавших недавно изобретенные вязальные машины. Успех
Чайльд Гарольда обеспечил Байрону радушный прием в кругах вигов. Он свел
знакомство с Т.Муром и С.Роджерсом и был представлен снохе лорда Мельбурна леди
Каролине Лэм, которая стала любовницей поэта и ничуть этого не скрывала.
По следам Чайльд Гарольда Байрон создал цикл «Восточных поэм»: Гяур (The
Giaour) и Абидосская невеста (The Bride of Abydos) – в 1813, Корсар (The
Corsair) и Лара (Lara) – в 1814. Поэмы изобиловали завуалированными намеками
автобиографического характера. Героя Гяура спешили отождествить с автором,
поговаривая, что на Востоке Байрон какое-то время занимался пиратством.
Анабелла Милбенк, племянница леди Мельбурн, и Байрон изредка
обменивались письмами; в сентябре 1814 он сделал ей предложение, и оно было
принято. После венчания 2 января 1815 и медового месяца в Йоркшире явно не
созданные друг для друга новобрачные обосновались в Лондоне. Весной Байрон
познакомился с В.Скоттом, которым давно восхищался, и вместе со своим приятелем
Д.Киннардом вошел в подкомитет правления театра «Друри-Лейн».
Отчаявшись
продать Ньюстед Эбби, чтобы расквитаться с долгами, которые достигали почти 30
000 фунтов, Байрон озлобился и искал забвения в хождениях по театрам и попойках.
Напуганная его дикими выходками и прозрачными намеками на связь со сводной
сестрой Августой – та приехала в Лондон составить ей компанию, – леди Байрон
простодушно решила, что он впал в безумие. 10 декабря 1815 она родила Байрону
дочь Августу Аду, а 15 января 1816, взяв с собою младенца, уехала в Лестершир
навестить родителей. Несколько недель спустя она объявила, что не вернется к
мужу. По-видимому, ее подозрения относительно кровосмешения и гомосексуальных
связей Байрона до женитьбы нашли подтверждение. Байрон согласился на раздельное
жительство по решению суда и 25 апреля отплыл в Европу. На лето он снял виллу
Диодати в Женеве, где его частым гостем был П.Б.Шелли. Здесь Байрон завершил
третью песнь Чайльд Гарольда, развивавшую уже знакомые мотивы – тщета
устремлений, мимолетность любви, напрасные поиски совершенства; написал
Шильонского узника (The Prisoner of Chillon) и начал Манфреда (Manfred). Байрон
имел недолгую связь с приемной дочерью У.Годвина Клер Клермонт, которая жила в
семье Шелли, 12 января 1817 на свет появилась их дочь Аллегра. 5 сентября 1816
Байрон и Хобхаус отправились в Италию. В Венеции Байрон изучал армянский язык,
посещал театр графини Альбрицци и ее салон, а весной 1817 воссоединился с
Хобхаусом в Риме, осмотрел древние руины и закончил Манфреда, драму в стихах на
фаустовскую тему, в которой его разочарованность обретает вселенские масштабы.
Возвратившись в Венецию, он по впечатлениям от поездки в Рим написал четвертую
песнь Чайльд Гарольда – пронзительное воплощение предельной романтической тоски.
Летом он познакомился с «нежной тигрицей» Маргаритой Коньи, женой пекаря. В
Венецию Байрон вернулся в ноябре, уже написав Беппо (Beppo), блистательную, в
итальянских октавах ироикомическую сатиру на венецианские нравы. В июне
следующего года он перебрался в Палаццо Мосенидо на Большом Канале; там пылкая
Маргарита Коньи водворилась на правах домоправительницы. Вскоре Байрон взял
малышку Аллегру под свою опеку и приступил к новой сатире в духе Беппо под
названием Дон Жуан (Don Juan). Продажа Ньюстеда осенью 1818 за 94 500 фунтов
помогла Байрону избавиться от долгов. Погрузившийся в чувственные удовольствия,
толстеющий, отпустивший длинные волосы, в которых пробивалась седина, – таким
представал он перед гостями дома. От распутства его спасла любовь к молодой
графине Терезе Гвиччиоли. В июне 1819 он последовал за нею в Равенну, и в конце
лета они приехали в Венецию. В конце концов Терезу уговорили вернуться к
стареющему супругу, однако ее мольбы вновь привели Байрона в Равенну в январе
1820. Он поселился в Палаццо Гвиччиоли, куда привез и Аллегру. Отец Терезы, граф
Гамба, добился у папы Римского разрешения для дочери проживать раздельно с
мужем. Пребывание в Равенне было для Байрона беспримерно плодотворным: он
написал новые песни Дон Жуана, Пророчество Данте (The Prophecy of Dante),
историческую драму в стихах Марино Фальеро (Marino Faliero), перевел поэму
Л.Пульчи Большой Морганте. Через посредство графа Гамба и его сына Пьетро он в
течение осени и зимы деятельно участвовал в заговоре карбонариев, членов тайного
политического движения против австрийской тирании. В самый разгар заговора
Байрон создал драму в стихах Сарданапал (Sardanapalus) – о праздном сластолюбце,
которого обстоятельства подвигают на благородный поступок. Угроза политических
потрясений стала одной из причин, вынудивших его 1 марта 1821 поместить Аллегру
в монастырскую школу в Баньякавалло. После разгрома восстания отца и сына Гамба
изгнали из Равенны. В июле Терезе пришлось последовать за ними во Флоренцию.
Шелли уговорил Байрона приехать к нему и Гамба в Пизу. До отъезда из Равенны (в
октябре) Байрон написал свою самую злую и необычную сатиру Видение суда (The
Vision of Judgment), пародию на поэму поэта-лауреата Р.Саути, прославляющую
короля Георга III. Байрон также закончил драму в стихах Каин (Cain), воплотившую
его скептическое толкование библейских сюжетов. В Пизе у Байрона в Каса Лафранчи
собирался кружок друзей Шелли. В январе 1822 умерла теща Байрона, леди Ноэл,
отписав ему в завещании 6000 фунтов при условии, что он возьмет имя Ноэл.
Тяжелым ударом стала для него смерть Аллегры в апреле. Драка с драгуном, к
которой невольно оказались причастны он и его пизанские друзья, вынудила
тосканские власти лишить Гамба политического убежища. В мае Байрон с ними и
Терезой перебрался на виллу близ Ливорно. 1 июля к Байрону и Шелли присоединился
Л.Хант, чтобы вместе с ними редактировать недолго просуществовавший журнал
«Либерал». Через несколько дней Шелли утонул, и на попечении Байрона оказались
Хант, его больная жена и шестеро неуправляемых детей. В сентябре Байрон
перебрался в Геную и зажил в одном доме с обоими Гамба. Ханты приехали следом и
поселились у Мэри Шелли. Байрон вернулся к работе над Дон Жуаном и к маю 1823
завершил 16-ю песнь. Он выбрал в герои легендарного соблазнителя и превратил его
в невинного простака, которого домогаются женщины; но и ожесточенный жизненным
опытом, тот по своему характеру, мировосприятию и поступкам все равно остается
нормальным, разумным человеком в нелепом свихнувшемся мире. Байрон
последовательно проводит Жуана через ряд приключений, то смешных, то
трогательных, – от «платонического» совращения героя в Испании до любви-идиллии
на греческом острове, от рабского состояния в гареме до положения фаворита
Екатерины Великой, и оставляет его запутавшимся в сетях любовной интриги в
английском сельском особняке. Байрон лелеял честолюбивый замысел довести свой
плутовской роман в стихах до 50, если не больше песен, но успел закончить только
16 и четырнадцать строф песни 17. В Дон Жуане воссоздан полный спектр чувств;
искрометная, циничная, порою горькая сатира срывает маски с лицемерия и
притворства. Уставший от бесцельного существования, истосковавшийся по активной
деятельности, Байрон ухватился за предложение лондонского Греческого комитета
помочь Греции в войне за независимость. 15 июля 1823 он отбыл из Генуи вместе с
П.Гамба и Э.Дж.Трелони. Около четырех месяцев он провел на острове Кефалония,
ожидая инструкций от Комитета. Байрон дал деньги на снаряжение греческого флота
и в начале января 1824 присоединился к князю Маврокордатосу в Миссолунги. Он
принял под свое командование отряд сулиотов (греко-албанцев), которым выплачивал
денежное довольствие. Отрезвленный распрями среди греков и их корыстолюбием,
изнуренный болезнью, Байрон скончался от лихорадки 19 апреля 1824.