ОКУДЖАВА, БУЛАТ ШАЛВОВИЧ (1924–1997), русский поэт, прозаик. Родился 9 мая 1924
в Москве в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с
родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а
мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 девятиклассник Окуджава
добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения –
радистом. В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней
школы. В 1946–1950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета,
по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской
школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге
вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не
включались автором в позднейшие сборники. В 1956 переехал в Москву, работал
редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в
«Литературной газете». Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился
на творческой работе.
Свою первую песню – Неистов и упрям... – Окуджава
сочинил еще студентом, в 1946, а во второй половине 1950-х годов им были созданы
песни (Полночный троллейбус, Ванька Морозов, Король, До свидания, мальчики,
Песенка про Черного кота и др.), которые сразу приобрели широкую известность.
Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично,
магнитофонные записи расходились по всей стране. Окуджава – один из создателей и
признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». Сам
Окуджава никогда не видел принципиального различия между своими
стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто
литературным (и даже «литературоцентричным») самосознанием, ориентировался в
своем творчестве – как поэтическом, так и прозаическом – на духовную традицию 19
в.
Первое прозаическое произведение Окуджавы – повесть Будь здоров,
школяр! – было опубликовано в 1961 в альманахе «Тарусские страницы». Как и
многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за «пацифизм»,
отсутствие «героического» пафоса. Независимое гражданское поведение Окуджавы,
его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности,
подписание писем в защиту А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля, А.И.Солженицына) создали
ему репутацию «неблагонадежного» писателя. Не будучи по характеру активным
политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях
чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая
традицию Ю.Н.Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей
исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов.
В годы «перестройки» популярность Окуджавы сопровождается официальным
признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по
вопросам помилования при Президенте РФ. Ему присуждается Государственная премия
СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман Упраздненный
театр. В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России
событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне.
Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и
литературным источникам. Это и творчески преобразованная традиция городского
романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его
предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика В.Маяковского с ее
речевыми сдвигами и акцентным стихом (который Окуджава трансформирует в напевные
ритмы). Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига, когда смелость и
парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке
задушевно-доверительной интонации.
Мир Окуджавы одновременно интимен и
космичен. Этот эффект достигается последовательным расширением смысла, которое
лежит в основе лирической композиции. Полночный троллейбус становится кораблем,
а пассажиры – матросами. Синий шарик улетает и возвращается, успев побывать
земным шаром. Арбат предстает целым «отечеством» и даже «религией». Реальные,
земные Вера, Люба и Надя-Наденька превращаются в символическую триаду Вера –
Надежда – Любовь. Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы («дежурный по
апрелю», «надежды маленький оркестрик», «возьмемся за руки, друзья» и т.п.)
стала частью общенационального языка.
Окуджаве-прозаику принадлежат
романы Глоток свободы (Бедный Авросимов; 1965–1968), Мерси, или Похождения
Шипова. Старинный водевиль (1969–1970), Путешествие дилетантов (1971–1977),
Свидание с Бонапартом (1983). Прибегая к языковой и образно-предметной
стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы «больших» и «маленьких» людей,
все более проникаясь скептическим взглядом на возможность радикально-волевого
вмешательства личности в историю. В незавершенной семейной хронике Упраздненный
театр (1990–1993) эта мысль развивается как трезво-критическая оценка
большевистского романтизма, развенчание иллюзорных идеалов «комиссаров в пыльных
шлемах». Повести и рассказы Окуджавы Отдельные неудачи среди сплошных удач
(1978), Похождения секретного баптиста (1984), Искусство кройки и житья (1985),
Девушка моей мечты (1985), Около Риволи, или Капризы фортуны (1991) в высшей
степени автобиографичны, исполнены плодотворной критической рефлексии,
остроумной самоиронии. Таковы же Автобиографические анекдоты, опубликованные в
«Новом мире» (1997, № 1) и ставшие последней прижизненной прозаической
публикацией Окуджавы. Окуджава написал сценарии кинофильмов Женя, Женечка и
«катюша» (1967) в соавторстве с В.Мотылем и Верность (1965) совместно с
Тодоровским, он писал театральные инсценировки своих прозаических произведений,
песни для театра и кино. Умер Окуджава в Париже 12 мая 1997.