КЛЮЧЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ (1841–1911), русский историк. Родился 16 (28)
января 1841 в селе Воскресенском (под Пензой) в семье бедного приходского
священника. Первым его учителем был отец, трагически погибший в августе 1850.
Семья вынуждена была перебраться в Пензу. Из сострадания к неимущей вдове один
из друзей мужа отдал ей для проживания маленький домик. «Был ли кто беднее нас с
тобой в то время, когда остались мы сиротами на руках матери», – писал
впоследствии Ключевский сестре, вспоминая голодные годы детства и отрочества. В
Пензе Ключевский учился в приходском духовном училище, затем в духовном уездном
училище и в духовной семинарии. Уже на школьной скамье Ключевский хорошо знал
труды многих ученых-историков. Чтобы иметь возможность посвятить себя науке
(начальство прочило ему карьеру священнослужителя и поступление в духовную
академию), он на последнем курсе намеренно бросил семинарию и в течение года
самостоятельно готовился к вступительным экзаменам в университет.
С
поступлением в Московский университет в 1861 начинается новый период в жизни
Ключевского. Его учителями становятся Ф.И.Буслаев, Н.С.Тихонравов, П.М.Леонтьев
и в особенности С.М.Соловьев: «Соловьев давал слушателю удивительно цельный,
стройной нитью проведенный сквозь цепь обобщенных фактов, взгляд на ход русской
истории, а известно, какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное
изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет».
Время обучения для Ключевского совпало с крупнейшим событием в жизни
страны – буржуазными реформами начала 1860-х годов. Он был противником крайних
мер правительства, но не одобрял и политических выступлений студенчества.
Предметом выпускного сочинения в университете Сказания иностранцев о Московском
государстве (1866) Ключевский избрал изучение около 40 сказаний и записок
иностранцев о Руси 15–17 вв. За сочинение выпускник был награжден золотой
медалью и оставлен при кафедре «для приготовления к профессорскому званию».
Другому виду средневековых русских источников посвящена магистерская
(кандидатская) диссертация Ключевского Древнерусские жития святых как
исторический источник (1871). Тема была указана Соловьевым, который, вероятно,
рассчитывал использовать светские и духовные знания начинающего ученого для
изучения вопроса об участии монастырей в колонизации русских земель. Ключевский
проделал титанический труд по изучению не менее пяти тысяч житийных списков. В
ходе подготовки диссертации он написал шесть самостоятельных исследований, в том
числе такую крупную работу, как Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря
в Беломорском крае (1866–1867). Но затраченные усилия и полученный результат не
оправдали ожидаемого – литературное однообразие житий, когда авторы описывали
жизнь героев по трафарету, не позволяло установить подробности «обстановки,
места и времени, без чего для историка не существует исторического факта».
После защиты магистерской диссертации Ключевский получил право
преподавать в высших учебных заведениях. Читал курс всеобщей истории в
Александровском военном училище, курс русской истории в Московской духовной
академии, на Высших женских курсах, в Училище живописи, ваяния и зодчества. С
1879 преподавал в Московском университете, где заменил на кафедре русской
истории скончавшегося Соловьева.
Преподавательская деятельность принесла
Ключевскому заслуженную славу. Одаренный способностями образного проникновения в
прошлое, мастер художественного слова, известный острослов и автор
многочисленных эпиграмм и афоризмов, в своих выступлениях ученый умело
выстраивал целые галереи портретов исторических деятелей, надолго запоминавшихся
слушателям.
Докторская диссертация Боярская дума Древней Руси (впервые
опубликована на страницах журнала «Русская мысль» в 1880–1881) составила
известный этап в творчестве Ключевского. Тематика последующих научных трудов
Ключевского ясно указывала это новое направление – Русский рубль ХVI–ХVIII вв. в
его отношении к нынешнему (1884), Происхождение крепостного права в России
(1885), Подушная подать и отмена холопства в России (1886), Евгений Онегин и его
предки (1887), Состав представительства на земских соборах древней Руси (1890) и
др.
Наиболее известный научный труд Ключевского, получивший всемирное
признание, – Курс русской истории в 5-ти частях. Ученый трудился над ним более
трех десятилетий, но решился опубликовать его лишь в начале 1900-х годов.
Основным фактором русской истории, вокруг которого разворачиваются события,
Ключевский назвал колонизацию: «История России есть история страны, которая
колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной
ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до
наших дней». Исходя из этого, Ключевский разделил русскую историю на четыре
периода. Первый период длится приблизительно с 8 до 13 в., когда русское
население сосредоточивалось на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь была
тогда политически разбита на обособленные города, в экономике господствовала
внешняя торговля. В рамках второго периода (13 – середина 15 в.) главная масса
населения передвинулась в междуречье верхней Волги и Оки. Страна по-прежнему
была раздроблена, но уже не на города с прилагающими к ним областями, а на
княжеские уделы. Основа экономики – вольный крестьянский земледельческий труд.
Третий период продолжается с половины 15 в. до второго десятилетия 17 в., когда
русское население колонизировало юго-восточные донские и средневолжские
черноземы; в политике произошло государственное объединение Великороссии; в
экономике начался процесс закрепощения крестьянства. Последний, четвертый период
до середины 19 в. (более позднее время Курс не охватывал) – это время, когда
«русский народ распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до
Черного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала». Образуется Российская империя
во главе с самодержавием, опирающимся на военно-служилый класс – дворянство. В
экономике к крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая
фабрично-заводская промышленность. Научная концепция Ключевского, при всем ее
схематизме, отражала влияния общественной и научной мысли второй половины 19 в.
Выделение природного фактора, значения географических условий для исторического
развития народа отвечало требованиям позитивистской философии. Признание
важности вопросов экономической и социальной истории до некоторой степени было
родственно марксистским подходам к изучению прошлого. Но все же наиболее близки
Ключевскому историки так называемой «государственной школы» – К.Д.Кавелин,
С.М.Соловьев и Б.Н.Чичерин. «В жизни ученого и писателя главные биографические
факты – книги, важнейшие события – мысли», – писал Ключевский. Биография самого
Ключевского редко выходит за рамки этих событий и фактов. Его политические
выступления немногочисленны и характеризуют его как умеренного консерватора,
избегавшего крайностей черносотенной реакции, сторонника просвещенного
самодержавия и имперского величия России (неслучаен выбор Ключевского в качестве
учителя всеобщей истории для великого князя Георгия Александровича, брата
Николая II). Политической линии ученого отвечали и произнесенное в 1894 и
вызвавшее возмущение революционного студенчества «Похвальное слово» Александру
III, и настороженное отношение к Первой русской революции, и неудачная
баллатировка весной 1906 в ряды выборщиков в I Государственную думу по
кадетскому списку. Умер Ключевский в Москве 12 мая 1911. Похоронен на кладбище
Донского монастыря.