КЭРРОЛЛ, ЛЬЮИС (Carroll, Lewis) (1832–1898; наст. имя – Чарлз Латуидж Доджсон,
Charles Lutwidge Dodgson), английский детский писатель, математик, логик.
Родился 27 января 1832 в Дарсбери близ Уоррингтона (графство Чешир). Чарлз
Латуидж был третьим ребенком и старшим сыном в семье, где родилось четверо
мальчиков и семь девочек. Образованием юного Доджсона до двенадцати лет
занимался отец, затем мальчика определили в грамматическую школу Ричмонда.
Полтора года спустя он поступил в Рагби-Скул. Здесь он проучился четыре года,
проявив выдающиеся способности к математике и богословию. В мае 1850 был
зачислен в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета и в январе следующего
года переехал в Оксфорд. Победив в конкурсе на стипендию Боултера в 1851 и
удостоившись отличия первого класса по математике и второго по классическим
языкам и античным литературам в 1852, юноша был допущен к научной работе. В 1855
он был назначен лектором по математике и оставался на этой должности до своей
отставки в 1881. Доджсон жил при колледже до своей кончины в 1898.
Значительное число книг и брошюр по математике и логике свидетельствует
о том, что Доджсон был добросовестным членом ученого общества. Среди них –
Алгебраический разбор пятой книги Евклида (The Fifth Book of Euclid Treated
Algebraically, 1858 и 1868), Конспекты по алгебраической планиметрии (A Syllabus
of Plane Algebraical Geometry, 1860), Элементарное руководство по теории
детерминантов (An Elementary Treatise on Determinants, 1867) и Евклид и его
современные соперники (Euclid and His Modern Rivals, 1879), Математические
курьезы (Curiosa Mathematica, 1888 и 1893), Символическая логика (Symbolic
Logic, 1896).
Дети интересовали Доджсона с юных лет; еще мальчиком он
придумывал игры, сочинял рассказы и стишки и рисовал картинки для младших
братьев и сестер. Необычайно сильная привязанность Доджсона к детям (причем
девочки почти вытеснили мальчиков из круга его друзей) озадачивала еще его
современников, новейшие же критики и биографы не перестают умножать число
психологических расследований личности писателя.
Из детских друзей
Доджсона более всего прославились те, с кем он подружился ранее всех, – дети
Лидделла, декана его колледжа: Гарри, Лорина, Элис (Алиса), Эдит, Рода и
Вайолет. Любимицей была Элис, скоро ставшая героиней импровизаций, которыми
Доджсон развлекал своих юных друзей на речных прогулках либо у себя дома, перед
фотокамерой. Самую необыкновенную историю он рассказал Лорине, Элис и Эдит
Лидделл и канонику Дакуорту 4 июля 1862 близ Годстоу, в верховьях Темзы. Элис
упросила Доджсона записать этот рассказ на бумаге, чем он и занимался на
протяжении нескольких последующих месяцев. Затем, по совету Генри Кингзли и
Дж.Макдоналда, он переписал книгу для более широкого круга читателей, добавив
еще несколько историй, прежде рассказанных детям Лидделла, и в июле 1865
выпустил в свет Приключения Алисы в Стране чудес (Alice's Adventures in
Wonderland). Продолжение, также из ранних рассказов и более поздних историй,
поведанных юным Лидделлам в Чарлтон-Кингзе, близ Челтнема, в апреле 1863, вышло
на Рождество 1871 (указан 1872) под названием Сквозь зеркало и Что там увидела
Алиса (Through the Looking-Glass and What Alice Found There). Обе книги
проиллюстрировал Д.Тенньел (1820–1914), следовавший точным указаниям Доджсона. И
Страна Чудес, и Сквозь зеркало рассказывают о событиях, которые происходят как
бы во сне. Дробление повествования на эпизоды позволяет писателю включить
рассказы, в которых обыгрывались расхожие поговорки и присловья, вроде «улыбки
Чеширского Кота» или «безумного шляпника», либо забавно разворачивались ситуации
таких игр, как крокет или карты. Сквозь зеркало в сравнении со Страной Чудес
отличается большим единством сюжета. Здесь Алиса попадает в зеркально отраженный
мир и становится участницей шахматной партии, где пешка Белой Королевы (это
Алиса) достигает восьмой клетки и сама превращается в королеву. В этой книге
тоже есть популярные персонажи детских стишков, в частности Шалтай-Болтай
(Humpty Dumpty), с комично-профессорским видом трактующий «придуманные» слова в
«Бармаглоте» («Jabberwocky»). У Доджсона хорошо получались юмористические стихи,
а некоторые стихи из книг об Алисе он напечатал в «Комик-таймс» (приложении к
газете «Таймс») в 1855 и в журнале «Трейн» в 1856. Он опубликовал еще много
стихотворных подборок в этих и других периодических изданиях, таких, как
«Колледж Раймз» и «Панч», анонимно либо под псевдонимом Льюис Кэрролл (сначала
было латинизировано английское имя Чарлз Латвидж – получилось Каролус Людовикус,
а затем оба имени поменялись местами и были вновь англизированы). Этим
псевдонимом были подписаны обе книги об Алисе и сборники стихов Фантасмагория
(Phantasmagoria, 1869), Стихи? Смысл? (Rhyme? And Reason?, 1883) и Три заката
(Three Sunsets, 1898). Известность получил также стихотворный эпос в жанре
нонсенса Охота на Снарка (The Hunting of the Snark, 1876). Роман Сильвия и Бруно
(Sylvie and Bruno, 1889) и его второй том Заключение Сильвии и Бруно (Sylvie and
Bruno Concluded, 1893) отличаются сложностью композиции и смешением элементов
реалистического повествования и волшебной сказки. Умер Кэрролл в Гилфорде 14
января 1898.