Горький Максим (наст. фамилия и имя Пешков Алексей Максимович) (16 марта 1868,
Нижний Новгород, - 18 июня 1936, Горки, под Москвой). Отец -
столяр-краснодеревщик: мать из мещан. Проучился 2 года. С 1878 началась его
жизнь "в людях",. Жил в трущобах, среди босяков; странствуя, перебивался
подёнщиной. Побывал в Поволжье, на Дону, Украине, в Южной Бесарабии, Крыму, на
Кавказе. Не раз арестовывался за общественно-политическую деятельность. Участник
Революции 1905-07. Осенью 1905 вступил в РСДРП (в 1917, разойдясь с большевиками
в вопросе своевременности соц. революции в России, не прошёл перерегистрацию
членов партии и формально выбыл из неё). С 1906 жил за границей. Весной 1907
дел. 5-го (Лондонского) съезда РСДРП (с совещательным голосом). В 1907-09
испытал большое влияние А.А Богданова, В.А. Базарова, А.В. Луначарского
(пересмотр философских основ марксизма, пропаганда богостроительства), которых
поддерживал в философских спорах с В.И. Лениным. Совместно с Богдановым и его
сторонниками принимал деятельное участие в организации на Капри (Италия) парт.
школы для рос. рабочих.
К 1910-м гг. имя Горького стало одним из самых
популярных в России, а затем и в Европе (первый его рассказ напечатан в 1892),
его творчество вызвало огромную критическую литературу (за 1900-04 опубликована
91 книга о Горьком; с 1896 по 1904 критическая литература о нём составила более
1860 названий). Постановки его пьес на сцене Московского Художественного театра
имели исключительный успех и сопровождались антиправительственными выступлениями
публики.
В кон. 1913 возвратился в Россию. С первых дней 1-й мир. войны
занял антимилитарист., интернационалист. позицию. Февр. рев-цию 1917 Горький
встретил восторженно, видя в ней победу демокр. сил страны, восставшего народа.
Его квартира в Петрограде в февр- марте "напоминала штаб", где собирались полит,
и обществ, деятели, рабочие, литераторы, художники, артисты. Горький стал
инициатором ряда обществ.-культурных начинаний, уделял большое внимание делу
охраны памятников культуры, вошёл в состав "Особого совещания по делам иск-ва",
был пред. Комиссии по вопросам иск-ва при исполкоме Петрогр. Совета РСД. 12
марта в речи на митинге в Михайловском т-ре сообщил о мерах, принятых по охране
памятников иск-ва. Написал ряд статей, возмущаясь массовым вывозом из России
худ. ценностей на "амер. миллионы", протестовал против ограбления страны,
участвовал в учреждении "Об-ва памяти декабристов", "Об-ва Дома-музея памяти
борцов за свободу" (май). При активном участии Горького создаётся "Лига
социального воспитания" (4 июня), организуется Дом учёных. Он входит в комиссию
по рук-ву Нар. домом в Петрограде, позже был избран пред. орг. к-та
"Просветительского об-ва в память 27 февр. 1917 "Культура и свобода"" (март
1918); в него вошли также В.Н. Фигнер, Г.А. Лопатин, В.И. Засулич, Г.В.
Плеханов, В.А. Базаров и др. Осн. целью об-ва была координация всех
культ-просвет, об-в, клубов, кружков. Чтобы об-во могло выполнить задачу
духовного возрождения и нравственного очищения страны, считал Горький,
необходимо было прежде всего объединить "интеллектуальные силы старой опытной
интеллигенции с силами молодой рабоче-крест. интеллигенции". А для этого надо
"встать над политикой" и направить все усилия на "немедленную напряжённую
культурную работу", вовлекая в неё рабочую и крест, массу ("Новая Жизнь", 1917,
30 июня). Культуру, считал он, необходимо привить народу, веками воспитанному в
рабстве, дать пролетариату, широким массам систематич. знания, ясное понимание
своей всемирно-ист. миссии, своих прав и обязанностей, научить демократии.
Одним из важнейших научно-просветительских начинаний Горького в эти дни
(март) было создание "Свободной ассоциации для развития и распространения
положительных наук", в к-рую вошли крупнейшие учёные и общественные деятели
(И.П. Павлов, ВА Стеклов, ЛА Чугаев, А.Е. Ферсман, А.А. Марков, С.П. Костычев,
Д.К. Заболотный, В.Г. Короленко, Л.Б. Красин, Н.А. Морозов, В.И. Палладии и
др.). Горький трижды (апрель - май) выступал в Петрограде и Москве на публичных
собраниях ассоциации с речами, утверждал значение науки для свободного развития
человека.
По убеждению Горького, "без демократии нет будущего", "сильный
человек - это разумный человек", а потому необходимо "вооружиться точными
знаниями", "привить уважение к разуму, развить в себе любовь к нему,
почувствовать его универсальную силу" ("Летопись", 1917, N 5-6, с. 223-28).
Горький призывал всё рус. об-во "поддержать "Свободную ассоциацию" учёных
морально и материально": "Источник наших несчастий - наша малограмотность. Чтобы
хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много
работать, учиться любить труд" (там же).
Наибольшую активность лит. и
обществ, работа Горького получила в основанной им газ. "Новая Жизнь" [выходила в
Петрограде с 18 апр. под ред. Горького, при ближайшем участии (по существу -
соредакторов) В.А. Базарова, ВА Десницкого, Н.Н. Суханова, А.Н. Тихонова и
являлась органом группы социал-демократов "интернационалистов", объединявшей
часть меньшевиков - сторонников Ю.О. Мартова и отд. интеллигентов
полубольшевист. ориентации]. Газета с первого номера объявила своей программой
борьбу против империалистич. войны, объединение всех рев. и демокр. сил для
удержания социальных и полит. завоеваний Февр. рев-ции, развитие культуры,
просвещения, науки на пути дальнейшего осуществления соц. преобразований в
стране во главе с Советами РСД под рук. с.-д. партии. Помимо нового цикла "Рус.
сказок", рассказов, очерков, Горький опубликовал в "Новой Жизни" св. 80 статей,
58 из них-в серии "Несвоевременные мысли", самим названием подчёркивая их острую
актуальность и полемич. направленность. "Новожизненская" публицистика составила
две дополняющие друг друга книги писателя - "Рев-ция и культура. Статьи за 1917
г." (П.. 1918) и "Несвоевременные мысли. Заметки о рев-ции и культуре" (П 1918;
переизд. М., 1990)
Горький осуждал "бессмысленную бойню, разоблачал
стремление Врем. пр-ва довести войну до победного конца. Интернационалистская
позиция газеты вызвала резкое неприятие бурж. печати: в статье В.Л. Бурцева "Или
мы, или немцы и те, кто с ними" Горький был обвинён в шпионаже, измене родине
(см.: "Рус. Воля", 7, 9, 20 июля; "Живое Слово", 9 июля; ответ Горького см.:
"Новая Жизнь", 9, 12 июля). С болью и гневом писал Горький и об "отвратительных
картинах безумия, охватившего Петроград днём 4-го июля", когда под влиянием
большевист. пропаганды возмущение вооруж. рабочих и солдат стало репетицией
"социальной рев-ции", "Однако главнейшим возбудителем драмы,- писал он, - я
считаю не "ленинцев", не немцев, не провокаторов и тайных контрреволюционеров, а
более злого, более сильного врага - тяжкую рос. глупость" (там же, 14 июля).
Горький считал, что "самый страшный враг свободы и права - внутри нас", "наша
жестокость и весь тот хаос тёмных, анархических чувств, к-рый воспитан в душе
нашей бесстыдным гнётом монархии, её циничной жестокостью" (там же, 23 апр.). С
победой рев-ции только начинается "процесс интеллектуального обогащения страны"
(там же, 18 апр.). Культура, наука, иск-во являются, по мысли Горького, как раз
той силой (а интеллигенция - носителем этой силы), к-рая "позволит нам
преодолевать мерзости жизни и неустанно, упрямо стремиться к справедливости,
красоте жизни, к свободе" (там же, 20 апр.).
Отстаивая социальные
завоевания рев-ции, выступая против реакции, консервативных сил, бурж. партий,
Врем. пр-ва, газ. "Новая Жизнь" очень скоро вступила в полемику и с
большевиками, выдвинувшими на повестку дня вопрос о вооруж. восстании и
проведении соц. рев-ции. Горький убеждён, что Россия не готова к соц.
преобразованиям, что восстание будет потоплено в море крови, а дело рев-ции
отброшено на десятилетия назад. Он считал, что прежде чем осуществить соц.
рев-цию. народ должен "много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание
своей личности, своего человеческого достоинства", что сначала он "должен быть
прокалён и очищен от рабства, вскормленного в нём, медленным огнем культуры"
(там же, 14 июля). Для Горького как художника ист. развитие России раскрывалось
гл. обр. через быт. психологию рус. народа и прежде всего крест-ва: так, в его
кн. "О рус. крест-ве" (Берлин, 1922) трагедия рев-ции изображалась в атмосфере
дикой жестокости обеих воюющих сторон в Гражд. войне. Развивая идеи, высказанные
ещё в 1915 в ст. "Две души", Горький с тревогой писал о пассивности, рабской
покорности обстоятельствам рус. человека, одновременно восхищаясь его
способностью в решительный момент к героич. делам. Горький стремился возбудить
рев. энергию народа, активность человека в противовес мечтательному фатализму и
мещанской обывательщине, а также анархизму деревни.
Ещё в Июльские дни
Горький увидел устрашающий "выезд социальной рев-ции". За неделю до Октября в
ст. "Нельзя молчать!" призывает большевиков отказаться от "выступления", боясь,
что "на сей раз события примут ещё более кровавый и погромный характер, нанесут
ещё более тяжкий удар рев-ции" ("Новая Жизнь", 1917, 18 окт.). После Окт.
переворота оппозиционная "Новая Жизнь" во главе с Горьким стала оппонентом новой
власти, выступая с критикой "издержек" рев-ции, её "теневых сторон", форм и
методов осуществления социальных преобразований в стране - культивирования клас.
ненависти, террорами насилия, "зоологич. анархизма" тёмных масс: одновременно
Горький защищает забытые в вихре рев. буден гуманистич. идеалы социализма, идеи
демократии, общечеловеческие ценности, права и свободу личности. Он обвиняет
вождей большевиков, Ленина и "приспешников его" в "уничтожении свободы печати",
"авантюризме", в "догматизме" и "нечаевщине", оправдании "деспотизма власти".
Вообразив себя "Наполеонами от социализма", большевики-ленинцы "довершают
разрушение России - рус. народ заплатит за это озёрами крови" (там же, 10
нояб.). Из статьи в статью он пишет об Октябрьском перевороте как об "авантюре",
к-рая приведёт только "к анархии, к гибели пролетариата и рев-ции" (там же, 7
нояб.). Горький говорит о "жестоком опыте" большевиков-фанатиков и утопистов над
рус. народом, "заранее обречённом на неудачу" (там же, 10 дек.), "безжалостном
опыте, к-рый уничтожит лучшие силы рабочих и надолго остановит нормальное
развитие рус. рев-ции" (там же, 10 нояб.). Отмечает, что рабочий класс "должен
будет заплатить за ошибки и преступления своих вождей - тысячами жизней,
потоками крови" (там же, 12 нояб.). По его мнению, Ленин и Троцкий, большевист.
нар. комиссары - "вожди" отсталых рабочих масс, "взбунтовавшихся мещан"-
"проводят в жизнь нищенские идеи Прудона,-но не Маркса, развивают Пугачёвщину, а
не социализм, и всячески пропагандируют всеобщее равнение на моральную и
материальную бедность" (там же, 6 декабря). "Развивается воровство - пишет
Горький - растут грабежи, бесстыдники упражняются во взяточничестве так же
ловко, как делали это чиновники царской власти"; грубость представителей "пр-ва
нар. комиссаров" вызывает всеобщее возмущение. И всё это творится от имени
"пролетариата" и во имя "социальной рев-ции", и всё это является "торжеством
звериного быта. развитием той азиатчины, к-рая гноит нас". "Нет,- констатирует
писатель,- в этом взрыве зоологич. инстинктов я не вижу ярко выраженных
элементов социальной рев-ции. Это рус. бунт без социалистов по духу, без участия
соц. психологии" (там же, 7 дек.). Горький согласен с "врагами", что "большевизм
- нац. несчастие, ибо он грозит уничтожить слабые зародыши рус. культуры в хаосе
возбуждённых им грубых инстинктов" (там же, 1918, 22 марта). Сущность,
направленность, общий пафос новожизненской публицистики Горького, как и вся
обществ.-лит. деятельность его 1917-18, пронизаны идеей отстаивания и защиты
нерасторжимого единства политики и нравственности. Как писателя Горького волнует
прежде всего нравственная сторона рев. событий, он всё соизмеряет с обыкновенным
человеком, единичной личностью. Разьединение политики и нравственности, по
убеждению писателя, скажется самым пагубным образом на жизни народа и страны в
настоящем и грозит тяжёлыми и кровавыми последствиями в будущем. Оно
способствует внедрению антидемокр. методов в политике, ведёт к оправданию
насилия, жестокости и террора, нарушению социальной справедливости. Деятельность
Горького тех лет вызвала резкую критику властей. Полемизируя с ним, большевист.
партийная и официальная печать писала, что писатель из "буревестника"
превратился в "гагару", "к-рой недоступно "счастье битвы"" ("Правда", 1917. 22
нояб.), выступает как "хныкающий обыватель" (там же, 9 дек.), "из-за деревьев не
видит леса" рм же, 25 нояб.), что у него пропала совесть" ("Петрогр. Правда".
1918, 5 апр.), что, "оторвавшись от нар. масс", "оплёвывает этот народ"
("Правда", 1918, 17 марта), словом - "изменил рев-ции" и "солидаризуется с
реакционерами" (там же, 1918, 7 янв.). Горький остро, болезненно воспринимал эту
критику, сравнение его с "врагами рабочего класса" и обвинения в "измене делу
пролетариата". Он утверждал и защищал своё "право говорить обидную и горькую
правду о народе", о его пассивности, рабской покорности, "тяготении к равенству
в ничтожестве", "об издержках" рев-ции: "В чьих бы руках ни была власть, за мною
остаётся моё человеческое право отнестись к ней критически" "Новая Жизнь", 1917,
19 нояб.). Вместе с тем для Горького социализм - не утопия: он продолжал верить
в его идеи, он писал о "тяжёлых муках родов" нового мира, "новой России",
отмечая, что, несмотря на все ошибки, преступления, "рев-ция, всё-таки, доросла
до своей победы" (там же, 1918, 11 июня), и выражал уверенность, что рев. вихрь,
потрясший "до самых глубин Русь", "излечит нас, оздоровит", возродит "к
строительству и творчеству" (там же, 1918, 30 июня). Оговариваясь, что он ни в
коем случае не собирается защищать большевиков, Горький отдаёт и должное им:
"Лучшие из них - превосходные люди, к-рыми со временем будет гордиться рус.
история..."; "...и о большевиках можно сказать нечто доброе- я скажу, что, не
зная, к каким результатам приведёт нас, в конце концов, полит, деятельность их,
психологически - большевики уже оказали рус. народу услугу, сдвинув всю его
массу с мёртвой точки и возбудив во всей массе активное отношение к
действительности, отношение, без к-рого наша страна погибла бы" (там же, 1918,26
мая). Тем не менее нападки на "Новую Жизнь" не прекращались, а во 2-й половине
июня 1918 критика Горького и позиции его газеты большевист. печатью приняла
особенно острый характер, доходя до прямых обвинений писателя в сговоре с
буржуазией. 16 июля 1918 с согласия Ленина газета была закрыта окончательно (до
этого издание несколько раз временно прекращалось). После покушения на Ленина
(30 авг.) Горький вновь сблизился с ним и с большевиками. Впоследствии Горький,
оценивая свои позиции 1917-18, признавал их ошибочными, объясняя это тем, что
недооценил организаторскую роль партии большевиков и созидат. силы пролетариата
в рев-ции. В этот период (и в последующие годы Гражд. войны) Горький - один из
организаторов лит.-обществ. и издат. начинаний (изд-ва "Всемирная лит-ра", "Дома
литераторов", "Дома искусств" и др.). Он призывал к единению старой и новой
интеллигенции, выступал в её защиту от необоснованных преследований со стороны
Сов. власти. В дек. 1918 избран в состав Петрогр. Совета (вновь избран в июне
1920). Писатель работал в основанной по его инициативе в Петрогр. комиссии по
улучшению быта учёных (ПетроКУБУ), с янв. 1920 её пред. Выступал против воен.
интервенции, призывал передовые силы мира к защите рев-ции, помощи голодающим. В
1918 вышли в свет его книги "В людях", "Русские сказки", "Ералаш и др.
рассказы", "Статьи 1905-1916", написан также ряд новых произведений. В окт. 1921
из-за ухудшения здоровья и по настоянию Ленина Горький выехал лечиться за
границу; в 1928 впервые посетил родину и с тех пор ежегодно приезжал в Сов. Союз
(кроме 1931), пока в 1933 окончательно не поселился в СССР 1868, 16 (28) марта -
A. M. Горький родился в Нижнем Новгороде в семье столяра. Рано осиротев, детские
годы провел в доме своего деда Каширина. С II лет вынужден был идти "в люди";
работал "мальчиком" при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в
иконописной мастерской, пекарем и т. д. 1884 - попытка поступить в Казанский
университет. Знакомство с марксистской литературой, пропагандистская работа.
1888 - арест за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находится под постоянным
надзором полиции. 1891, весна - A. M. Горький отправился странствовать по стране
и дошел до Кавказа. 1892 - A. M. Горький впервые выступил в печати с рассказом
"Макар Чудра". Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в
"Волжском вестнике", "Самарской газете", "Нижегородском листке" и др. 1895 -
"Челкаш", "Старуха Изергиль", "Песня о Соколе". 1897 - "Бывшие люди", "Супруги
Орловы", "Мальва", "Коновалов". 1899 - роман "Фома Гордеев". 1900-01 - роман
"Трое", личное знакомство с Чеховым, Толстым. 1901- "Песня о Буревестнике".
Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга,
написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. Арестован и выслан из
Нижнего Новгорода. 1902 - A. M. Горький обратился к драматургии. Создает пьесы
"Мещане", "На дне". 1904-05 - A. M. Горький пишет пьесы "Дачники", "Дети
солнца", "Варвары". Знакомится с Лениным. За революционную прокламацию и в связи
с расстрелом 9 января арестован, но затем под давлением общественности
освобожден. 1906 - A. M. Горький едет за границу, создает сатирические памфлеты
о "буржуазной" культуре Франции и США ("Мои интервью", "В Америке"). Пишет пьесу
"Враги", создает роман "Мать". Из-за болезни (туберкулез) Горький поселяется в
Италии на острове Капри, где прожил 7 лет. Здесь он пишет "Исповедь" (1908), где
четко обозначились его расхождения с большевиками. 1908 - пьеса "Последние",
повесть "Жизнь ненужного человека". 1909- повести "Городок Окуров", "Жизнь
Матвея Кожемякина". 1913 - A. M. Горький редактирует большевистские газеты
"Звезда" и "Правда" , художественный отдел большевистского журнала
"Просвещение", издал первый сборник пролетарских писателей. Пишет "Сказки об
Италии ". 1912-16 - A. M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших
сборник "По Руси", автобиографические повести "Детство", "В людях". "Мои
университеты" были написаны в 1923 г. 1918-19 - A. M. Горький ведет большую
общественную и политическую работу, критикует "методы" большевиков, осуждает их
отношение к старой интеллигенции. 1919-20 - A. M. Горький в цикле
публицистических статей выступает против интервенции, а также против того, как
"осуществляется" "Власть Советов ". 1921- A. M. Горький в связи с возобновлением
болезни и по настоянию Ленина уехал лечиться за границу. с 1924 - A. M. Горький
жил в Италии, в Сорренто. Публикует воспоминания о Ленине. 1925 - A. M. Горький
выпускает роман "Дело Артамоновых". 1928 - по приглашению Советского
правительства и лично Сталина совершает поездку по стране, во время которой
показывают "достижения", которые нашли свое отражение в цикле очерков "По
Советскому Союзу". 1931 - Горький навсегда возвращается в Советский Союз. Здесь
же Горький получает "социальный заказ" - подготовить почву для 1-го съезда
советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу.
Горьким создается множество газет и журналов, он пишет пьесы "Егор Булычев и
другие"(1932), "Достигаев и другие"(1933). 1934 - Горький "проводит" 1-й съезд
советских писателей, выступает на кем с основным докладом. 192 5-36 - A. M.
Горький пишется роман " Жизнь Клима Самгина", который так и не был окончен.
1936, 18 июня - A. M. Горький умер в Москве, похоронен на Красной площади.