ИВАНОВ, ВСЕВОЛОД ВЯЧЕСЛАВОВИЧ (1895–1963), русский писатель. Родился 12 (24)
февраля 1895 в пос.Лебяжье Павлодарского уезда Семипалатинской губ. в семье
сельского учителя. После окончания начальной школы учился в Павлодарском
сельскохозяйственном училище. С 14 лет вел самостоятельную жизнь – был подручным
у лавочника, рабочим в типографии, наборщиком, матросом, грузчиком, цирковым
актером-факиром, клоуном, куплетистом, борцом и т.п. Много странствовал по
Сибири, Уралу, Казахстану, много читал (по признанию самого Иванова, «подряд от
Дюма до Спенсера и от Сонника до Толстого»). С 1917 участвовал в революционном
движении (эсер, меньшевик), боец Красной Армии, заведующий отделом информации
губисполкома в Омске.
С 1915 печатался в газетах. Первый рассказ
опубликовал в 1916, первая книга Рогульки (1919) набрана и отпечатана самим
Ивановым в типографии омской газеты «Вперед» в количестве 30 экз. В 1921
отправился в Петроград с поручением от газеты «Советская Сибирь», по
рекомендации М.Горького открыл своей повестью Партизаны первый номер первого
советского «толстого» журнала «Красная Новь» (1921), там же в № 5 опубликовал
повесть Бронепоезд 14-69, послужившую основой одноименной пьесы (1927).
В 1922 Иванов издал повесть Цветные ветра, объединенную им с
вышеупомянутыми произведениями в сб. Сопки: Партизанские повести (1923).
Гражданской войне и начавшемуся в стране социалистическому строительству
посвящены и проникнутые автобиографическими мотивами романы Иванова Голубые
пески (1922), Пархоменко, пьеса Блокада (оба 1928), повести Хабу (1925), Гибель
Железной (1928), Путешествие в страну, которой еще нет (1930), цикл Повести
бригадира М.Н.Синицына, рассказанные им в дни первой пятилетки (1930–1931),
многочисленные рассказы (в т.ч Дитё, 1922), статьи и воспоминания,
положительными героями в которых выступали убежденные коммунисты.
Разочарование в постреволюционной Советской России (особенно усилившееся
в период нэпа), отход от политической ангажированности к пристальному вниманию к
стихийно-иррациональному началу в человеке отразились в книге рассказов Иванова
Тайное тайных (1927), в повестях Особняк (1928), Микаил-Серебряная дверь (1929)
и др. Широта творческих поисков Иванова сказалась в автобиографическом романе
Похождения факира (1934–1935), созданном, по тонкому наблюдению В.Б.Шкловского,
в традициях европейского плутовского романа, что было во многом связано с
особенностями личности самого автора-героя (неуемное честолюбие, тяга к
экзотике, мистике и тайне, страсть к путешествиям, перемене мест и занятий;
произведение было существенно переработано и тематически продолжено в романе Мы
идем в Индию, 1960, воссоздавшем впечатляющую картину предреволюционной России),
в близком по стилю советской «мениппее» 1920–1930-х годов (А.Н.Толстой,
М.А.Булгаков и др.) романе Чудесные похождения портного Фокина (1924), а также в
историко-фантастической повести Возвращение Будды (1923), рассказывающей о
попытке возвращения на родину некогда вывезенной из Монголии русским генералом
священной статуи, в создании как «производственного» (малоудачный Северосталь),
так и пародийно-приключенческого (Иприт, совм. с В.Б.Шкловским, оба 1925), а
также «философского сатирического», по определению самого автора, романа У
(первая публикация в отрывках 1931–1932), соединяющего в повествовании о
советском периоде конца 1920-х – начале 1930-х годов сюжет о создании на Урале
завода по переработке негодного человеческого материала в людей новой морали с
детективно-фантастической историей поисков короны несуществующего американского
монарха, в публикации писателем как злободневно-публицистического (При взятии
Берлина, 1946), так и стилизованного под исторический (Эдесская святыня, опубл.
1965) романов. Среди других произведений Иванова – рассказы на военные, а также
сказочно-фантастические, с неожиданным выходом на грустный реализм (Медная
лампа, 1944–1956, модифицирующая сказку о волшебной лампе Аладдина) сюжеты;
очерки, публицистические статьи (в т.ч. в защиту мира), пьеса Ломоносов (1953),
воспоминания Встречи с Максимом Горьким (отд. изд. 1947), серия рассказов,
основанных на древнегреческих и библейских мифах (Сокол, Сизиф, сын Эола,
Агасфер), повесть Опаловая лента (опубл. в 1965); автобиографическое эссе
История моих книг (1957–1958), отмеченное склонностью Иванова не только к
достоверному факту, но и к вымыслу и мистификации; роман Вулкан (опубл. в
1966–1968). Умер Иванов в Москве 15 августа 1963.