ЭРДМАН, НИКОЛАЙ РОБЕРТОВИЧ (1900–1970), русский драматург, поэт. Родился 3 (16)
ноября 1900 в Москве в семье бухгалтера из обрусевших балтийских немцев. С 9 лет
начал писать стихи. В юности на него оказала огромное влияние поэзия
В.Маяковского. В 1918 Эрдман познакомился с имажинистами А.Мариенгофом,
С.Есениным, Г.Якуловым и вместе со старшим братом, театральным художником
Борисом Эрдманом (1899–1960), стал принимать участие в деятельности группы.
Участвовал в обсуждении Декларации имажинистов (1919), подписал расклеенную ими
по Москве листовку Приказ о всеобщей мобилизации № 1 (1920) и литературную
декларацию Восемь пунктов (1924), участвовал в качестве «свидетеля со стороны
защиты» в литературном суде над имажинистами.
Первое стихотворение
Эрдмана Осени осенью осень... было опубликовано в журнале «Жизнь и творчество
русской молодежи» в 1919. В том же году поэт был мобилизован в Красную Армию. И
находясь в армии, и по возвращении Эрдман продолжал печатать в различных
изданиях свои стихи; в 1922 была издана его первая, имажинистская по духу, поэма
Автопортрет, действие которой происходит в Москве.
В 1922 имя Эрдмана
уже было хорошо известно театральной Москве. Эрдман был автором либретто для
оперетт и балетов, скетчей и куплетов для кабаре, написал пародию Носорогий
хахаль на спектакль Вс.Мейерхольда Великолепный рогоносец. В 1923 состоялась
премьера его буффонады Шестиэтажная авантюра в кабаре «Кривой Джимми», а в 1924
– пьесы Гибель Европы на Страстной площади в кабаре «Палас». В соавторстве с
В.Массом и др. драматургами Эрдман написал обозрение Москва с точки зрения,
которым в 1924 открылся Театр сатиры.
20 апреля 1925 Мейерхольд
поставил в своем театре ГосТИМ пьесу Эрдмана Мандат. Премьера была триумфальной,
пьесу 19-летнего автора в постановке великого режиссера называли важнейшим
событием в художественной жизни Москвы. Эрдман получил возможность поехать в
творческую командировку в Германию и Италию. Исполнение главной роли Гулячкина
принесло славу актеру Э.Гарину. В интервью газете «Вечерняя Москва» Мейерхольд
так охарактеризовал пьесу Эрдмана: «Современная бытовая комедия, написанная в
подлинных традициях Гоголя и Сухово-Кобылина. Наибольшую художественную ценность
комедии составляет ее текст. Характеристика действующих лиц крепко спаяна со
стилем языка».
Неодолимые обстоятельства советской действительности,
в которой человек без «бумаги» не мог существовать, приводили к тому, что герой
Мандата Гулячкин был вынужден выписать мандат самому себе. Кухарка Настя –
Анастасия Николаевна – примеряла явившееся героям пьесы платье императрицы,
после чего все были готовы признать в ней великую княжну Анастасию. Для этих и
других примет времени Эрдману удалось найти емкие словесные формулы: «Вы в Бога
верите? Дома верю, на службе нет»; «А если я с самим Луначарским на брудершафт
пил, что тогда?» и т.п.
В Мандате Эрдман выработал один из своих
главных драматургических приемов, открытый Мольером и разработанный Гоголем и
Салтыковым-Щедриным: возвращение слову его первоначального значения. Тонко
чувствуя природу театра, ввел в пьесу буффонадные эпизоды, использовал сленг и
жаргон. В течение года спектакль по пьесе Мандат прошел в ГосТИМе 100
раз.
Сразу после премьеры Мандата Эрдман начал работать над пьесой
Самоубийца. Головокружительное стечение обстоятельств, воплощенное с присущими
Эрдману блеском и динамикой, делало особенно наглядным абсурд советской
действительности, о которой один из персонажей говорил: «В настоящее время,
гражданин Подсекальников, то, что может подумать живой, может высказать только
мертвый». Автор сочувствовал советским «маленьким людям», оказавшимся
беззащитными перед системой, хотя и иронизировал над ними. Кульминацией пьесы
стала сцена проводов на тот свет живого «самоубийцы» Подсекальникова – своего
рода поминки по прежней, нормальной жизни. Попытки протеста против «новой жизни»
сочетались у героев (например, у интеллигентного Гранд-Скубика) с конформизмом.
Сатирические мотивы Мандата приобретали в Самоубийце трагическое
звучание.
В 1928 Эрдман подписал договор на готовую пьесу с
Мейерхольдом, и сразу после этого Главрепертком запретил ее. В газете «Рабочая
Москва» появилась статья Попытка протащить реакционную пьесу. Антисоветское
выступление в Театре им. Мейерхольда. Хотел поставить Самоубийцу и Театр им.
Е.Вахтангова, но ему это тоже не удалось. К.С.Станиславский, восхищенный пьесой
и сравнивший Эрдмана с Гоголем, обратился к Сталину с письмом, в котором просил
разрешения на постановку пьесы во МХАТе, ссылаясь на ее высокую оценку Горьким и
Луначарским. Сталин разрешил Станиславскому «сделать опыт», а через год, когда
репетиции были завершены, лично запретил спектакль.
В 1932, после
закрытого просмотра, поставленный по Самоубийце спектакль Мейерхольда также был
запрещен партийной комиссией во главе с Кагановичем.
Безуспешные
попытки поставить или напечатать Самоубийцу предпринимались во время хрущевской
«оттепели». Спектакли в Театре им. Е.Вахтангова и в Театре на Таганке были
запрещены. Спектакль Театра сатиры, поставленный по пьесе в 1982 В.Плучеком, был
снят с репертуара вскоре после премьеры. Первая публикация пьесы на русском
языке была осуществлена в 1969 в ФРГ. В том же году в Швеции состоялась ее
первая постановка.
Эрдман продолжал работать в тех жанрах, в которых
был признанным мастером. Начал писать сценарии к фильмам, в том числе в
соавторстве (Митя, Турбина N 3, Дом на Трубной, Посторонняя женщина и др.). В
1933 в Гаграх, во время съемок фильма Веселые ребята был арестован и сослан в
г.Енисейск. Поводом к аресту Эрдмана послужили его басни, неосторожно
исполненные В.Качаловым на кремлевском приеме. Из титров вышедшего в 1934 фильма
Г.Александрова Веселые ребята были сняты фамилии сценаристов Н.Эрдмана и
В.Масса.
В 1934 местом ссылки Эрдмана был назначен Томск. В Томском
театре он написал инсценировку романа М.Горького Мать. В 1936 Эрдману было
разрешено поселиться в Калинине, где он начал работу над сценарием фильма
Г.Александрова Волга-Волга (Государственная премия, 1941). До Великой
Отечественной войны жил также в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани и других
разрешенных для проживания ссыльных городах. В 1938, во время одного из
нелегальных приездов в Москву, Эрдман прочитал на квартире у М.Булгакова первый
акт пьесы Гипнотизер, которая не была завершена. В том же году Булгаков
обратился к Сталину с письмом, в котором просил для Эрдмана разрешения жить в
Москве; письмо осталось без ответа.
В начале войны, после
неоднократных просьб с его стороны и отказов со стороны властей, Эрдман был
призван в армию – в специальную часть для «лишенцев» и бывших священников;
солдаты не были ни вооружены, ни обмундированы. После долгого отступления тяжело
больной Эрдман попал в Саратов, откуда по личному указанию Л.Берии был вызван в
Москву в Ансамбль песни и пляски НКВД. Для этого ансамбля писал сценарии
театрализованных представлений вплоть до 1948.
Эрдман написал также
сценарии художественных (Принц и нищий, Актриса, Смелые люди, Снежная королева,
Морозко и др.) и мультипликационных (Федя Зайцев, Чудесный колокольчик,
Приключения Мурзилки и др.) фильмов, либретто оперетт, интермедии к спектаклям,
сценарии цирковых представлений, скетчи и др. произведения. Его соавторами были
В.Масс и М.Вольпин.
В 1964 Эрдман стал консультантом Ю.Любимова и
неофициальным членом художественного совета Театра на Таганке. Написал для этого
театра инсценировку Героя нашего времени М.Лермонтова (в соавторстве с
Любимовым) и интермедии к спектаклю Пугачев по драматической поэме С.Есенина.
Спектакль по пьесе Самоубийца Любимов смог поставить только в
1990.
Умер Эрдман в Москве 10 августа 1970.