АВЕРЧЕНКО, АРКАДИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (1881–1925), русский писатель, журналист,
издатель. Родился 15 (27) марта 1881 в Севастополе. Отец – неудачливый мелкий
торговец; ввиду его полного разорения Аверченко пришлось доучиваться «дома, с
помощью старших сестер» (из автобиографии). В 1896, пятнадцати лет от роду,
поступил конторщиком на донецкую шахту; через три года переехал в Харьков на
службу в той же акционерной компании. Первый рассказ, Уменье жить, был
опубликован в харьковском журнале «Одуванчик» в 1902. Серьезной заявкой
литератора явился рассказ Праведник, опубликованный в Санкт-Петербурге в
«Журнале для всех» в 1904. В период революционных событий 1905–1907 Аверченко
обнаруживает публицистический талант и предприимчивость, широко публикуя в
недолговечных периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески и выпустив
несколько номеров быстро запрещенных цензурой собственных сатирических журналов
«Штык» и «Меч».
Издательский опыт пригодился ему в 1908 в
Санкт-Петербурге, когда он предложил редакции зачахшего юмористического журнала
«Стрекоза» (где еще в 1880 был опубликован первый рассказ Чехова) реорганизовать
издание. Став секретарем редакции, Аверченко осуществил свой замысел: с 1 апреля
1908 «Стрекозу» сменил новый еженедельник «Сатирикон». Как отмечал в статье
Аверченко и «Сатирикон» (1925) А.И.Куприн, журнал «сразу нашел себя: свое русло,
свой тон, свою марку. Читатели же – чуткая середина – необыкновенно быстро
открыли его». Именно ориентация на читателя среднего класса, пробужденного
революцией и живо интересующегося политикой и литературой, обеспечила
«Сатирикону» его огромный успех. Помимо завзятых юмористов, таких, как Петр
Потемкин, Саша Черный, Осип Дымов, Аркадий Бухов, к сотрудничеству в журнале
Аверченко сумел привлечь Л.Андреева, С.Маршака, А.Куприна, А.Н.Толстого,
С.Городецкого и многих других поэтов и прозаиков. Постоянным сотрудником
«Сатирикона» и вдохновителем всех журнальных начинаний был сам Аверченко;
становлением писателя первой величины была сатириконовская карьера Н.А.Лохвицкой
(Тэффи). Помимо журнала выпускалась «Библиотека Сатирикона»: в 1908–1913 было
опубликовано около ста названий книг общим тиражом свыше двух миллионов, в том
числе и первый сборник рассказов Аверченко Веселые устрицы (1910), выдержавший
за семь лет двадцать четыре издания. В 1913 редакция «Сатирикона» раскололась, и
«аверченковским» журналом стал «Новый Сатирикон» (1913–1918). Редкий номер
прежнего и нового издания обходился без рассказа или юморески Аверченко;
печатался он и в других «тонких» журналах массовой циркуляции, таких, как
«Журнал для всех» и «Синий журнал». Рассказы отбирались, дополнительно
редактировались и издавались сборниками: Рассказы (юмористические). Кн. 1 (1910)
– сюда были заодно «сброшены» ранее, еще до «Сатирикона» опубликованные вещи;
Рассказы (юмористические). Кн. 2. Зайчики на стене (1911), Круги по воде (1912),
Рассказы для выздоравливающих (1913), О хороших в сущности людях (1914), Сорные
травы (1914 – под псевдонимом Фома Опискин), Чудеса в решете (1915),
Позолоченные пилюли (1916), Синее с золотом (1917). Выработался комплексный тип
рассказа Аверченко, необходимым и характерным свойством которого является
утрировка, расписывание анекдотической ситуации, доводящее ее до полнейшего
абсурда, который и служит неким катарсисом, отчасти риторическим. Его
гипертрофированные анекдоты не имеют и тени правдоподобия; тем успешнее
используются они для мистификации и отстранения действительности, нужного
«интеллигентной» публике (словцо «интеллигентный» было введено в широкий обиход
при немалом содействии «Сатирикона»), которая во время «Серебряного века»
старалась хоть немного ослабить мертвую хватку народнической идеологии: иногда
для противодействия ей использовался даже доморощенный социал-демократизм, и
следы его явственны в «Сатириконах». «Сатириконовцы» во главе с Аверченко
чрезвычайно дорожили своей благоприобретенной репутацей «независимого журнала,
промышляющего смехом», и старались не потакать низменным вкусам, избегая
скабрезности, дурацкого шутовства и прямой политической ангажированности (во
всех этих смыслах образцовым автором была Тэффи). Политической позицией журнала
была подчеркнутая и несколько издевательская нелояльность: позиция очень
выгодная в тогдашних условиях почти полного отсутствия цензуры, воспрещавшей
лишь прямые призывы к свержению власти, зато позволявшей сколько угодно
осмеивать любые ее проявления, в том числе и самое цензуру. Февральскую
революцию 1917 Аверченко со своим «Новым Сатириконом», разумеется,
приветствовал; однако последовавшая за ней разнузданная «демократическая»
свистопляска вызывала у него возраставшую настороженность, а октябрьский
большевистский переворот был воспринят Аверченко, вместе с подавляющим
большинством российской интеллигенции, как чудовищное недоразумение. При этом
его веселый абсурд приобрел новый пафос; он стал соответствовать безумию
новоучреждаемой действительности и выглядеть как «черный юмор». Впоследствии
подобная «гротесковость» обнаруживается у М.Булгакова, М.Зощенко, В.Катаева,
И.Ильфа, что свидетельствует не об их ученичестве у Аверченко, а о
единонаправленной трансформации юмора в новую эпоху. Эпоха относилась к юмору
сурово: в августе 1918 «Новый Сатирикон» был запрещен, и Аверченко бежал на
белогвардейский Юг, где публиковал в газетах «Приазовский край», «Юг России» и
др. антибольшевистские памфлеты и фельетоны, а в октябре 1920 отбыл в Стамбул с
одним из последних врангелевских транспортов. Тогда же вырабатываются новые типы
рассказов Аврченко, впоследствии составивших книги Дюжина ножей в спину
революции (1921) и Смешное в страшном (1923): антисоветский политический анекдот
и стилизованные под очерки, но при этом утрированные в обычной манере Аврченко
зарисовки и впечатления быта революционной столицы и гражданской войны. Опыт
эмигрантской жизни, нелепо и жалко копирующей быт и нравы погибшей России,
отразился в книге Записки Простодушного. Я в Европе (1923), где при помощи
обратной гиперболы (литоты) возникают гротескные образы лилипутского мирка, не
лишенного сюрреалистического жизнеподобия. В сочинениях последних лет жизни
Аверченко с новой силой проявляется детская тема – от сборника О маленьких – для
больших (1916) до книг рассказов Дети (1922) и Отдых на крапиве (1924).
Попытавшись написать повесть (Подходцев и двое других, 1917) и «юмористический
роман» (Шутка Мецената, 1925), Аверченко создает квазимемуарные циклы
полуанекдотических эпизодов, связанных более или менее карикатурными фигурами
основных персонажей, т.е. опять-таки сборники рассказов и юморесок с оттенком
личных воспоминаний. В Стамбуле Аверченко, как всегда, совмещал творческую
деятельность с организаторской: создав эстрадный театр «Гнездо перелетных птиц»,
он совершил несколько гастрольных поездок по Европе. В 1922 поселился в Праге,
где успел написать и опубликовать несколько книг рассказов и пьесу Игра со
смертью, имеющую характер комедийного шоу. Умер Аверченко в Праге 12 марта 1925.