Вторник, 26.11.2024, 08:30Приветствую Вас Гость

Биографии

Биография Майков А.Н.

В семье академика живописи Н.А. Майкова было три сына. Один стал литературным критиком и публицистом, второй - историком литературы, библиографом и энтографом. А третий, Аполлон Николаевич Майков, - стал поэтом. В доме отца часто собирались литераторы, художники, музыканты, и будущий поэт рос в обстановке счастливой любви к искусству.

    Первые стихи Майкова появились еще тогда, когда он был студентом Петербургского университета. Стихи его звучали молодо, чисто, свежо. Они были опубликованы в семейных рукописных сборниках "Подснежник" и "Лунные ночи", а первая настоящая книга стихов вышла из печати, когда автору было двадцать два года.

    После окончания Петербургского университета, Майков работал помощником библиотекаря при Румянцевском музее, потом служил в Комитете иностранной цензуры.

    Майков был влюблен в историю. Он не раз бывал за границей - в основном в Италии и Греции, так как особенно интересовался античной историей. Критик В.Г. Белинский сказал о Майкове: "Он смотрел на жизнь глазами античного грека".

    Но русская история тоже интересовала поэта. Ему принадлежит один из лучших переводов великой древнерусской поэмы "Слово о полку Игореве".

    Майков писал о природе, о красоте земли, живо интересовался историей России и других народов. Стихи его, написанные в разные годы - и в молодости, и в старости, - одинаково светлы. Они полны спокойной ясности, доверия к жизни и нежного внимания к душе человека.

    Аполлон Николаевич Майков в своем творчестве наиболее близко соприкасается с Тютчевым и Фетом, вдохновенными певцами природы, искуснейшими мастерами рельефно-пластической выразительности.

    Продолжая традиции антологической поэзии Батюшкова, Гнедича и молодого Пушкина, он в первых своих произведениях воспевал красоту древнегреческой и римской культуры. Его стихи, далекие от современности, идеализирующие древний мир так же, как и стихи Фета, несут в себе жизнеутверждающее начало и привлекают искренностью, грациозной виртуозностью, пластичностью формы. Восхищаясь стихотворением "Сон" (1839), Белинский писал: "У самого Пушкина это стихотворение было бы из лучших его антологических пьес". Покоряемый выдающимся дарованием Майкова, но недовольный узостью его идейного кругозора, критик выразил надежду, чтобы прекрасная природа не заслоняла от его глаз "мира нравственного, мира судеб человека, народов и человечества..."

    Откликаясь на призыв Белинского, Майков написал поэмы "Машенька" (1846), "Барышня" (1846) и "Две судьбы" (1845). В них он выразил либерально-демократические настроения и явное тяготение к "натуральной школе".

    В условиях усилившейся после 1848 года реакции Майков сблизился с "Молодой редакцией" журнала "Москвитянин", со славянофилами и перекочевал в лагерь консерваторов. В этот период поэт утверждает религию и отрицает атеизм. Он выступает против западноевропейской культуры, видя в ней наиболее полное проявление атеизма и скептицизма, ведущих общество, по мнению Майкова, к идейно-нравственному распаду ("Три смерти", 1852).

    Он отстаивает самодержавно-православную Россию как оплот духовного возрождения. Не признавая гражданско-обличительное искусство, Майков пишет самодержавно-патриотические стихи: "Клермонтский собор", "1854 год", "18-го февраля 1855 года". Но при этом на всем протяжении своего творчества Майков остался приверженцем и пропагандистом гуманизма ("Савонарола", 1851), добра и правды.

    Он продолжает жить среди нас стихами, отражающими стремления народа к воле и его ненависть к деспотизму ("бабушка и внучек", 1857). Истинное наслаждение доставляют нам и сегодня его стихи, славящие вечно прекрасную природу: "Весна! выставляется первая рама" (1854), "Летний дождь" - "Золото, золото падает с неба!" (1856), "По ниве прохожу я узкою межой" (1856), "Весна" - "Голубенький, чистый Подснежник-цветок" (1857), "О ночь безлунная!.." (1856).

    Во многом опирающиеся на поэтические завоевания Пушкина, они привлекают прозрачностью мысли, конкретностью и точностью описаний, логической стройностью развития темы и живописной простотой словесно-изобразительных средств. М. Горький о стихотворении "Голубенький, чистый Подснежник-цветок" сказал: "Восемь строчек - 16 слов и полная картина". 
Форма входа
Поиск
Статистика
Яндекс цитирования
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Terra Elegance
Создать бесплатный сайт с uCoz