РУБЦОВ, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1936–1971), русский поэт. Родился 3 января 1936 в
поселке Емецк Архангельской области; сын погибшего в войну политработника, с 6
лет потерял мать, воспитывался в детских домах. Учился в лесотехническом
техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром
на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде
на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962–1969 учился в Литературном
институте им. М.Горького.
Печатался с 1962. Опубликовал сборники Лирика
(1965), Звезда полей (1967), Душа хранит (1969), Сосен шум (1970), Зеленые цветы
(1971). Посмертно издан его последний сборник Подорожники (1976). В сложной,
тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и
лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с
художественным видением раннего В.В.Маяковского, философичность, заставляющая
вспоминать о лирике Ф.И.Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики
С.А.Есенина («Топ да топ от кустика до кустика…» – стих. Подорожники),
субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное
фетовскому. Сам поэт так определял свое творческое кредо: «Я переписывать не
стану /Из книги Тютчева и Фета, /Я даже слушать перестану /Того же Тютчева и
Фета… /Но я у Тютчева и Фета /Проверю искреннее слово, /Чтоб книгу Тютчева и
Фета /Продолжить книгою Рубцова» – стихотворение Я переписывать не стану). Опора
на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского
стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями,
необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов и
метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой
(«Высокий дуб. Глубокая вода. /Спокойные кругом ложатся тени. И тихо так, как
будто никогда /Природа здесь не знала потрясений» – стихотворение Ночью на
родине). Лучшие из не всегда ровных по мастерству стихов поэта-самородка ставят
их автора в первый ряд русских поэтов 20 в. (Я буду скакать по холмам
задремавшей отчизны, Прощальное («Печальная Вологда дремлет…»), Тихая моя
родина, Осенние этюды («Огонь в печи не спит, перекликаясь…»), Вечернее
происшествие («Мне лошадь встретилась в кустах…») и др. В критике (первым открыл
и дал адекватную оценку его поэзии В.В.Кожинов) справедливо отмечалось, что
постоянная тема деревни у Рубцова – не самоцель, а форма поэтического мышления о
мире в целом («В деревне виднее природа и люди… Виднее… на чем поднималась
великая Русь»). Национальный характер творчества Рубцова проявляется не только в
том, что в его стихах звучат мотивы русской природы и русской истории
(стихотворения Видение на холме, О Московском Кремле и др.), встают образы
А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского, А.А.Фета и
С.А.Есенина, современных отечественных поэтов (стихотворения О Пушкине,
Последняя осень – о Есенине, Сергей Есенин, Последняя ночь – о Д.Б.Кедрине, и
др.). Национален сам лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и
мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с
всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и
внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей
судьбы с судьбой России. Поэт занимался также художественными переводами. Умер
Рубцов в Вологде 19 января 1971.