СЕРАФИМОВИЧ, АЛЕКСАНДР СЕРАФИМОВИЧ (1863–1949), русский писатель. Настоящая
фамилия Попов. Родился 7 (19) января 1863 в станице Нижне-Курмоярской Области
Войска Донского (ныне Цимлянский район Ростовской области), сын полкового
казначея, есаула Войска Донского. Рано осиротел (впечатления детства легли в
основу серии его автобиографических произведений Из детской жизни, 1898; Поход,
1901; Сережа, 1907; Первые страницы, 1911; вместе с воспоминаниями, над которыми
Серафимович работал в 1910-е годы, они должны были войти в
исповедально-документальный и мемуарно-исторический роман Писатель). В 1883–1887
учился на физико-математическом факультете Петербургского университета,
сблизился с революционно настроенными студенческими кругами. Был привлечен к
дознанию по делу А.И.Ульянова (брата В.И.Ленина) и его товарищей, покушавшихся
на жизнь императора Александра III, выслан в Архангельскую губернию (до 1890;
позднее в повести У холодного моря, 1909, в рассказах Сопка с крестами, 1907,
Гуси, 1927, и др. писатель воссоздаст образы и быт ссыльных «политических» на
Севере).
С 1890 жил на родине, с 1892 – в Новочеркасске, с 1902 – в
Москве, где вошел в круг М.Горького, печатался в руководимом им издательстве
«Знание». В годы Первой мировой войны – санитар врачебно-продовольственного
отряда. Безоговорочно приняв Октябрьскую революцию, энергично включился в
культурное строительство республики (журналист в газетах «Известия» и «Правда»,
в 1918 организатор первого советского литературно-художественного журнала
«Творчество», в 1927–1929 глава журнала «Октябрь», один из руководителей
Наркомпроса и др.).
Первые опубликованные рассказы Серафимовича На
льдине (1889), Снежная пустыня, На плотах (оба 1890) навеяны тяжкими
впечатлениями архангельской ссылки. Внимание к народной среде и быту,
связывающее Серафимовича с демократическими традициями русской литературы
(В.Г.Короленко, Г.И.Успенский, Ф.М.Решетников и др.), проявилось во многих его
рассказах и очерках, натуралистически ярко, лаконично и трезво описывающих
отчаянное положение трудового человека в тисках несправедливого социального
механизма (Стрелочник, 1891; Маленький шахтер, 1895; На заводе, 1898, и др.),
искажение людских душ под властью собственнических инстинктов (рассказы о
крестьянстве Сухое море, 1914, Фетисов курень, 1916; повесть Пески, 1908, высоко
оцененная Л.Н.Толстым), первые факты открытого протеста, революционные события
1905 (Мертвые на улицах, Снег и кровь, Среди ночи, Погром, На Пресне, все 1906;
У обрыва, 1907, здесь впервые обозначается тяготение прозы Серафимовича к
многозначным деталям, к «взрывному» синтаксису, лозунгово-публицистической
лапидарности), антивоенные настроения и революционные брожения в страдающих
массах периода Первой мировой войны (очерки В Галиции, Раненые, На батарее,
Шрапнель, Встреча, все 1915). Обобщенную историю русского промышленного
капитализма писатель пытается воссоздать в романе Город в степи (опубл. в 1923),
где символическая биография «города» отмечена признаками «азиатчины»,
варварства, насилия и обмана. Главное произведение Серафимовича, ставшее одним
из самых значительных явлений послеоктябрьской литературы, – роман Железный
поток (1924). В нем писатель, опираясь на реальные события Гражданской войны
(поход Таманской армии под командованием Е.И.Ковтюха, в романе Кожуха, летом
1918), стремился передать правду не документально-историческую, как это сделал
Д.А.Фурманов в романе Чапаев, «не фотографическую», по собственным словам
Серафимовича, а «синтетическую, обобщенную». Поставив с этой целью в центр
романа образ «массы» и включая резкий прозаический очерк событий в атмосферу
высокой патетики, создаваемую энергией напряженного стиля и экспрессивным
метафорическим языком, Серафимович в героико-романтическом плане изобразил
процесс «революционного очищения» народа, превращения анархической стихии в
закаленную силу сознательных борцов. Среди других произведений писателя – серия
очерков, основанных на впечатлениях от путешествия по Дону, побережью Черного
моря и Кавказу, По родным степям (1912), Скитания (1913), С сыном в горах
(1917); о коллективизации По донским степям (1931); пьесы Марьяна (1923) и
Именины в 1919 году (1924), книги для детей и юношества (Мишка-упырь); рассказы
(в т.ч. о жизни кавказцев Горное утро, В Чечне, Ингуши, все в конце 1910-х
годов); военная публицистика; статьи о советских писателях, многим из которых (в
т.ч. Н.А.Островскому, Ф.В.Гладкому, М.А.Шолохову) Серафимович помогал и советом
и делом. В 1943 писатель, один из признанных мэтров советской литературы,
получил Государственную премию СССР. Умер Серафимович в Москве 19 января 1949.