ПИСАРЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1840–1868), русский критик, публицист. Родился 2 (14)
октября 1840 в с.Знаменское Елецкого уезда Орловской губ. Сын штабс-капитана
Новороссийского драгунского полка и наследницы елецких помещиков; рос в
атмосфере прочных культурных и творческих традиций семьи: двоюродный дед –
известный в свое время военачальник, литератор, художественный критик и военный
историк А.А.Писарев; дядя – драматург, переводчик и театральный деятель
А.И.Писарев, автор популярных водевилей Средство выдавать дочерей замуж, 1828, и
др.; троюродная сестра – М.А.Маркович (украинская и русская писательница Марко
Вовчок), двоюродная сестра (и предмет юношеской любви Писарева) – Р.А.Коренева
(писательница Р.А.Гарднер). Пестуемый любящей матерью, с детства проявлял
исключительные способности; с 7 лет пытался писать романы, с 10 лет вел дневник
на французском языке. В то же время сплав исполнительности, семейной
«подотчетности» и мощной внутренней силы породил противоречия в характере
Писарева, его обостренную склонность к самоанализу, мечтательность, ранимость,
ощущение непонятости и одиночества. В 1851–1856 обучался в 3-й Петербургской
гимназии (окончил с серебряной медалью), где в старших классах примкнул (до
1859) к «Обществу мыслящих людей», проповедовавшему отказ от радостей жизни,
самоотречение, аскетизм и взаимную нравственную ответственность. В 1856–1861
учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета (выбор
которого объяснял ненавистью к математике). В автобиографических очерках Наша
университетская наука (1863) и Школа и жизнь (1866) критиковал как
бессистемность и оторванность от жизни полученного им образования, так и своих
наставников, выведенных под условными именами, но легко узнаваемых (филолог и
этнограф И.И.Срезневский, историки Н.И.Костомаров и М.М.Стасюлевич). «Ядовитое
зерно скептицизма», вынесенное им из университета, предопределило
нигилистическое отношение критика к традиционным культурным и эстетическим
ценностям.
В студенческие годы Писарев занялся изучением наследия
немецкого философа и филолога В.Гумбольдта (ст. Вильгельм Гумбольдт в
студенческом сборнике, 1860), от которого воспринял положение о главенствующем
значении свободной человеческой личности в истории цивилизации. Тогда же
состоялся журналистский дебют Писарева в журнале «наук, искусств и литературы
для взрослых девиц» «Рассвет»: вел библиографический отдел, занимаясь
рецензированием и научной популяризацией, в т.ч. физики, химии, физиологии и
т.п.; опубликовал литературно-критические статьи «Обломов». Роман И.А.Гончарова,
«Дворянское гнездо». Роман И.С.Тургенева, «Три смерти», Рассказ гр.
Л.Н.Толстого... (все 1859), вслед за ранним В.Г.Белинским и А.А.Григорьевым
акцентируя нравственно-воспитательное значение литературы.
Пережив летом
и осенью 1859 мировоззренческий кризис, отягощенный безответной любовью к
Кореневой и закончившийся психическим расстройством, Писарев пришел к утрате
религиозных воззрений и веры в прежние идеалы, определяя главной позитивной
ценностью своего (и человеческого вообще) существования «царство мысли», научно
доказанных истин, открывающих неизменные законы природы (в связи с чем, полагал
он, все, что естественно, то и нравственно). Оправившись от болезни, перевел
11-ю песнь Мессиады Ф.Г.Клопштока, поэму Г.Гейне Атта Тролль, написал
критический этюд Мысли по поводу сочинений Марко Вовчка (опубл. в 1913) и
удостоенную серебряной медали кандидатскую диссертацию Аполлоний Тианский и его
время (с небольшими изменениями и подзаголовком Агония древнего римского
общества, в его политическом., нравственном и религиозном состоянии опубликована
в 1861 в журнале «Русское слово», отличавшемся радикализмом и признавшем
правомерность социально-критической ассоциации Древнего Рима с современной
Россией).
Настойчиво проводя в дальнейших публикациях идеи «Русского
слова» и его редактора Г.Е.Благосветлова, Писарев проповедовал необходимость
социально-исторического и культурного прогресса, обусловливаемого гражданскими
свободами и общественно-практической направленностью науки, искусства и
просвещения. Задатки острого полемиста особенно ярко проявились в рецензиях
Писарева (первые циклы – Несоразмерные претензии и Народные книжки, оба
полностью опубл. в 1868), а также в ст. Схоластика XIX века (1861), своеобразном
манифесте левого радикализма с его непримиримостью и отвержением «золотой
середины», с его принципом нигилистического «ультиматума» («бей направо и
налево, от этого вреда не будет и не может быть»). Причисленный охранительной
журналистикой, наряду с другими радикалами, к литературным
хулиганам-«свистунам», Писарев вызвал отторжение и умеренных почвенников, и
либералов-западников, и представителей академической науки – в то же время
нанося удары и по «левому» (П.Л.Лавров, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов,
М.Е.Салтыков-Щедрин, М.А.Антонович), и по «правому» лагерям (Московские
мыслители – против М.Н.Каткова и публицистов «Русского вестника»; Русский
Дон-Кихот – против И.В.Киреевского и славянофилов; Бедная русская мысль – против
западников, славянофилов, петровских реформ и академической исторической науки в
целом, все 1862).
В статьях о художественной литературе Писарев в рамках
«реальной критики» Добролюбова трактовал художественные образы как объективно
изображенные социальные типы в конкретных жизненных обстоятельствах, отдавая
предпочтение А.Ф.Писемскому («черноземная сила)» перед Тургеневым и Гончаровым.
Проницательным аналитизмом, при всей очевидной (и принципиально декларированной)
эстетической глухоте, отмечена его статья Базаров (1862), в которой коллизия
романа Отцы и дети Тургенева рассматривается прежде всего как конфликт
поколений, свидетельствующий о глубоком «разладе», проникшем во все «клеточки»
российского общества, а образ главного героя – как высшее и искомое звено
эволюции отечественного «лишнего человека». Не без автобиографического
пристрастия видит Писарев в тургеневском герое «богатыря, которому негде
повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы...», ибо он – человек
будущего. Актуальные публицистические цели высвечиваются и в цикле
научно-популярных статей Писарева, в которых естествознание также служит делу
разрушения архаического миросозерцания и «предрассудков» эстетического сознания.
Политическое иносказание в очерке Пчелы (1862, изложение труда немецкого
ученого К.Фохта Государство пчел), где «водворение мрака» и неравенство
трактуются как способ достижения неправедным государством «спокойствия и
коллективного благоденствия», и статья-прокламация О брошюре Шедо-Ферроти (1862,
опубл. в 1906, полностью в 1920), предназначенная для нелегального
распространения и содержащая призыв к свержению правительства и физической
ликвидации царствующего дома, послужили причиной заключения Писарева в
Петропавловскую крепость, где он провел около 4-х с половиной лет. С августа
1863 ему было разрешено продолжить литературные занятия. В декабре 1865 под
влиянием предупреждения, которое было сделано публикующему Писарева журналу
«Русское слово» за статьи Новый тип (о Чернышевском, в 1867 изд. под назв.
Мыслящий пролетариат) и Исторические идеи Огюста Конта (обе 1865), у критика на
некоторое время были отобраны книги и бумага; после выстрела Д.В.Каракозова (4
апреля 1866) всякая литературная работа в крепости была запрещена.
Литературно-критические и публицистические работы Писарева в заключении
отмечены возрастающим радикализмом. Борьба с эстетством и эстетикой, бывшей для
Писарева синонимом фантазии – источника всех заблуждений, – главная тема критики
Писарева (ст. Реалисты, 1864). «Эстетика есть самый прочный элемент умственного
застоя и самый надежный враг разумного прогресса», – утверждает Писарев,
развивая этот тезис в ст. Пушкин и Белинский, Разрушение эстетики и Посмотрим!
(все 1865). При этом, высоко оценивая творчество Чернышевского с его
прямолинейным рационализмом и теорией «разумного эгоизма», Писарев высмеивал
убогость «мещанского счастья» его антагонистов (статьи Роман кисейной девушки о
повестях Н.Г.Помяловского Мещанское счастье и Молотов и Прогулка по садам
российской словесности, обе 1865).
В ноябре 1866 Писарев освобождается
из крепости под поручительство матери и без права отлучаться из Петербурга.
Новый период психического нездоровья приводит к разрыву по пустяковому поводу с
Благосветловым; с этого же года приглашен Н.А.Некрасовым сотрудничать в журнале
«Отечественные записки», где публикует статьи Старое барство о Войне и мире
Л.Н.Толстого и Французский крестьянин в 1789 году о романе Эркмана-Шатриана
История крестьянина 1789 г. (обе 1868). Обращаясь к истории западноевропейской
общественной мысли и литературы (Популяризаторы отрицательных доктрин, 1866;
Генрих Гейне, 1867), Писарев подчеркивал, что развитие «чистого искусства»
связано с эпохами «политического застоя и отупения», приходя к неожиданному
выводу: «положить конец неограниченному господству эстетики» могут те, кто сами
стали «на всю жизнь эстетиками» (как, напр., Г.Э.Лессинг, Белинский, а также
Г.Гейне – правда, в отличие от первых двух, страдающий политическим
дилетантизмом), поскольку только с этой стороны общество оказывается «доступным
для вразумлений». В ст. Борьба за жизнь (1867), разбирая роман Ф.М.Достоевского
Преступление и наказание, Писарев заключает, что попытки даже сильной и
одаренной личности бороться с целым обществом безнадежны и, следовательно,
прогресс требует не кровопролития, а «спокойного научного анализа». Один из
самых ярких и самобытных мыслителей и литературных критиков 19 в., Писарев, при
всем своем эпатажном нигилизме, во многом выполнил для отечественной культуры ту
работу по освобождению от фантомов предрассудков и ложных авторитетов, которую
век назад во Франции выполнили вольнодумцы-просветители. Романтик и идеалист в
своей неустанной вере в могущество человеческого разума и преобразующую силу
знаний, блестящий стилист, эрудит, пародоксалист и логик, Писарев, явив собой
высшую точку развития русского духовного радикализма середины 1 9 в., оказал
огромное влияние на революционную мысль, науку и политическую борьбу не только
России : влияние его идей прослеживается вплоть до европейских «новых левых»
1960–1970-х годов и «антиглобалистов» начала 21 в. Летом 1868 Писарев с Маркович
(Марко Вовчок), новым объектом своей страсти, и ее сыном отправился к Рижскому
заливу на морские купания и 4 (16) июля 1868 утонул в Дуббельне (Дубулты).