Вторник, 26.11.2024, 08:49Приветствую Вас Гость

Биографии

Биография Капнист В.В.

Василий Васильевич Капнист - писатель и выдающийся драматург. Он родился в 1758г. (в ряде других источников как годы его рождения указывают-ся 1756 и 1757г.г.) в селе Обуховка, Миргородского уезда Полтавской губернии на Украине. Он был младший из четырёх сыновей бригадира В.П. Капниста и его второй жены, Софьи Андреевны Дуниной-Борковской. Год рождения его был и годом смерти его отца, погибшего в сражении при Гросс-Огерсдорфе. Детские годы Василя прошли в родовом имении Капнистов, Обуховке. Воспи-танием занималась мать и посещавшие Обуховку учителя и переводчики, жив-шие неподалёку в Нежинском греческом братстве. Мать Капниста – коренная малороссиянка, происходившая из хорошей дворянской фамилии, была женщиной малообразованной, но обладавшая природным умом. Овдовев, она направила все заботы на то, чтобы дать детям хорошее образование и, с этой целью, поместила их в один из лучших петербургских пансионатов.
     В пятнадцать лет Василий Васильевич приехал в Петербург и зачислился капралом в Измайловский полк; усердно посещал полковую школу, находив-шуюся под покровительством просвещенного А. Бибикова - "охотника до наук и особо до стихотворства". Здесь он близко сошелся с Н.А. Львовым . В 1772 г. Капнист перешел в Преображенский полк, где через три года получил первый офицерский чин и подружился с Державиным, но вскоре выше в отставку. В годы пребывания в столице, Капнист усиленно старался пополнить свое до-машнее образование изучением древних и западноевропейских языков и клас-сиков. А также, ознакомлением с произведениями русской литературы - Ломо-носова, Кантемира , Сумарокова . В начале 1782 г. он был избран в предводи-тели дворянства миргородского уезда, а в августе того же года поступил под начальство графа А.А. Безбородка , получив должность контролера главного почтового правления. В мае 1783 г. он оставил и эту службу, уехал на родину и в январе 1785 г. был выбран киевским дворянством в губернские предводители, а через 2 года был назначен главным надзирателем Киевского шелковичного завода. В 1797 г., находясь уже в отставке, Капнист приезжал в Петербург по тяжебному делу. В это время состоялось Высочайшее повеление о высылке из столицы всех не служащих дворян. Тогда Капнист, чтобы иметь возможность продлить свое пребывание в столице, обратился к Л. А. Нарышкину с прось-бою о доставлении ему службы. 31 октября 1799 г. он был причислен к театральной дирекции и назначен на должность «по рассматриванию всех пьес и переправливании оных». В это время русский театр в Петербурге был в упадке, и в публике замечалось явное охлаждение к нему. Капнист, заведывая русскою труппою, употреблял все усилия к тому, чтобы оживить сцену, и с этою целью вызвал из Москвы нескольких талантливых артистов – Шушерина, Сахарова, Пономарёва. Капнист состоял при театральной дирекции по 14-е августа 1801 г. и при увольнении был награжден чином статского советника. В 1802 г. он был утвержден генеральным судьею 1-го департамента полтавского генерального суда, а затем, с 24 марта 1812 г. по 19 февраля 1818 числился при департаменте народного просвещения. Путешествуя в 1819 г. по Крымскому полуострову, он обратил внимание на разрушение местных древностей и истребление памятников старины и сделал о том представление кн. Голицыну , что имело своим последствием командировку в Тавриду академика Келлера и архитектора Паскаля. В 1822 г. К. был избран в губернские предводители дворянства Полтавской губернии. Скончался в селе Кибенцах, имении Д.П. Трощинского , с которым находился в дружеских отношениях. Похоронен в своей любимой, воспетой им в стихах, Обуховке.
     Капниста и Львова, кроме дружбы, связывали и семейные отношения: первый был женат на Александре Алексеевне Дьяковой, а второй — на ее сест-ре Марье Алексеевне. С переходом Капниста в Преображенский полк начина-ется сближение его с Державиным, который с 1795 г. также делается свояком его и Львова, женившись на Д. А. Дьяковой. Как писатель, Капнист принадле-жал к тому литературному кружку, душою которого был известный знаток ис-кусств и литературы Н. А. Львов. Литературные занятия способствовали их сближению, несмотря на разницу в летах. Через Львова Капнист познакомился и с Хемницером , в литературной деятельности которого принимал большое участие и оказывал на него несомненное влияние. Под влиянием этих-то лиц и совершился тот поворот Державина к самостоятельному творчеству, начало ко-торого он сам относит к 1779 году. Друзья Державина усердно занимались про-смотром его сочинений, делали в них поправки, переводили для него произве-дения древних классиков, даже составляли для него виньетки. Капнист значи-тельно превосходил Державина в образовании и знании иностранных языков, из которых французским владел вполне свободно, но из древних знал только латинский. В доме Державина Капнист познакомился, между прочим, с И. И. Дмитриевым , на которого произвел впечатление живостью и остроумием — отличительными свойствами своего характера. В начале XIX столетия Капнист сблизился с литературным кружком Оленина . Из друзей Оленинского дома он находился в приятельских отношениях с Гнедичем , которому и подал мысль продолжать перевод Илиады, начатый Костровым . К этому же времени относится знакомство Капниста с Озеровым и Батюшковым , которого он поощрял в занятиях итальянской литературой.
     Первым литературным произведением Капниста была «Ode a l'occasion de la paix conclue entre la Russie et la Porte Ottomane a Kaynardgi le 10 juillet annee 1774» . Ода эта была напечатана отдельным изданием в 1775 году. С 1780 г. Капнист делается сотрудником «С. — Петербургского Вестника», в июньской книжке которого появилась «Сатира первая», заключавшая в себе резкие суждения о современной литературе и некоторых ее представителях. Сатира доставила автору известность, но возбудила неприятную полемику. Большою известностью пользовалась также «Ода на рабство», написанная в 1783 г., но напечатанная только в «Лирических сочинениях», изданных в 1806 году. В ней вспоминаются прежние времена Малороссии, когда она пользовалась свободой, и высказываются жалобы на те узы рабства, которые наложены были на родину поэта. Ода эта, без сомнения, вызвана была указом 3 мая 1783 г., по которому поселяне киевского, черниговского и новгород-северского наместничеств объявлялись крепостными людьми тех помещиков, на чьих землях застал их новый закон. «Ода на рабство», по словам самого автора, послужила поводом к сочинению «Оды на истребление в России звания раба, Екатериною II в 15 день февраля 1786 г.". В это время, как известно, состоялся указ, повелевающий подписываться на просьбах не «раб», а «верноподданный». Этою одою и началось сотрудничество Капниста в «Новых Ежемесячных Сочинениях» (1787 г., ч. ХV), служивших как бы продолжением «Собеседника любителей русского слова», в котором Капнист также участвовал по приглашению издателей его, кн. Е. Р. Дашковой и О. П. Козодавлева .
     Карамзин, ценивший в Капнисте литературный вкус и чистоту языка, также привлек его к сотрудничеству в своих изданиях: «Московском журнале» (1792 г.) и «Аонидах» (1796—1799 гг.). В позднейшее время Капнист сотруд-ничал в «Северном Вестнике», «Журнале древней и новой словесности», «Дру-ге просвещения», «Отечественных Записках», «Вестнике Европы», «Трудах» московского и казанского обществ любителей словесности, которых он был по-четным членом, и в «Сыне Отечества».
     Стихотворная деятельность Капниста выразилась преимущественно в одах, подразделяющихся на духовные, торжественные, нравоучительные, эле-гические, горацианские и анакреонтические. Гораций был любимым классиком Капниста, и в последние годы своей жизни он почти исключительно им зани-мался. Но в свои переводы из Горация Капнист внес слишком много субъек-тивного элемента, так что они являются скорее подражаниями, причем резко выделяются анахронизмы в смешении национального элемента с древне-классическим.
     Как лирический поэт, Капнист не приобрел себе известности, хотя неко-торые из его произведений очень ценились за легкий стих и временами непод-дельное, хотя и не глубокое чувство. Не говоря уже о современниках Капниста, укажем на Гоголя, который в стихах его находил «аромат истинно-душевного чувства и какую-то особенную антологическую прелесть». Нельзя, однако, не заметить, что чувство это в большинстве случаев выражалось меланхолией, ко-торою Капнист злоупотреблял; это было замечено еще И. И. Дмитриевым, а впоследствии подтверждено и Белинским.
     Своею литературною известностью Капнист обязан «Ябеде». Комедия эта в первый раз появилась на сцене 22 августа 1798 г. и тогда же была напечатана. Поводом к сочинению «Ябеды» послужил процесс, веденный Капнистом с со-седом своим, помещиком Тарновским. Пьеса эта, не отличающаяся художест-венными достоинствами, имела блестящий успех, благодаря своему общест-венному значению. Но после четырех представлений комедия, но Высочайше-му повелению от 23 октября, была запрещена и изъята из продажи. Опала эта объясняется тем, что, обличая взяточников, Капнист приобрел много врагов среди чиновного люда, и наиболее влиятельные из них, без сомнения, употре-били все усилия к тому, чтобы представить автора комедии опасным для обще-ства человеком. В 1805 г. опала с «Ябеды» была снята, после чего она долго держалась на сцене. Популярность комедий была так велика, что некоторые выражения ее обратились в пословицы.
     Кроме «Ябеды», Капнисту принадлежат еще следующие драматические произведения:
    1) «Клорида и Милон», пастушеская опера в одном действии, сюжет которой взят из древне-греческой жизни. Она была в первый раз представлена 6 ноября 1800 г. и тогда же напечатана без имени автора;
    2) «Сганарель, или мнимая неверность», комедия в трех действиях, представ-ляющая собою переделку пьесы Мольера «Sganarelle, ou le cocu imaginaire» . Поставлена на сцену 17 мая 1806 г.;
    3) «Антигона», трагедия в пяти действиях, представленная 21 сентября 1814 г. Первая из этих пьес имела еще некоторый успех, а последние две никакого. Сам автор признавал их слабыми и впоследствии сам их осмеял эпиграммами, напечатанными в «Сыне Отечества».
     Хотя Капнист и состоял членом Российской Академии еще с 1785 г., но только в 1814 г. принял участие в ее трудах. При составлении словаря ему по-ручен был выбор слов из «Слова о полку Игореве» и из «Русской Правды». Благосклоннее относился он к «Беседе любителей русского слова», в которой числился почетным членом с самого ее основания (1811 г.). В «Чтениях» Бесе-ды, кроме стихотворений, печатались и прозаические статьи Капниста. Так, в 17-м Чтении (1815 г.) помещено «Письмо к С. С. Уварову о гекзаметрах», в котором Капнист предлагал переводить Гомера размером русских народных пе-сентябрь. Но Уваров, как известно, опроверг его мнение, чем и убедил Гнедича переводить Илиаду размером подлинника. В 18-м Чтении (1815 г.) было напе-чатано «Краткое изыскание о Гипербореянах и коренном российском стихо-сложении», в котором автор, сетуя на Ломоносова за то, что последний «не во-зобновил древнего русского стихосложения, пред всеми иностранными толико преимущественного», решается «вступить дерзостною ногою в ристалище, ми-нованное исполином отечественного стихотворства» и для того старается пре-жде всего доказать тождество Славян с Гипербореянами, «народом знамени-тым, от которого сами греки заимствовали искусства и науки». Очевидно, что в этой части своего исследования Капнист руководствовался не строгою научною критикой, а чувством патриотизма и различными фантастическими гипотезами, в чем ,однако, и сам сознается. Изыскание Капниста, как и следовало ожидать, было встречено в печати насмешливыми отзывами. Последующие же его ста-тьи: «О восстановлении первых шести песней Одиссеи в первобытный их поря-док» (СПб. 1819) и «Мнение о том, что Улисс странствовал, не в Средиземном, но в Черном и в Азовском морях» («Сын Отечества», 1819 г.) не удостоились даже и насмешливого отзыва. Такое обидное молчание было принято автором за знак презрения к его «велемудрствованию».
     Собрания сочинений Капниста печатались в Петербурге и выдержали три издания (1796, 1806, 1849 гг.). Последнее из них неудовлетворительно в смысле неисправности текста, но от предыдущих отличается наибольшею полнотой, хотя и не заключает в себе известной оды «На рабство», отсутствие которой объясняется цензурными соображениями того времени. 
Форма входа
Поиск
Статистика
Яндекс цитирования
Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Terra Elegance
Создать бесплатный сайт с uCoz