АКСАКОВ, ИВАН СЕРГЕЕВИЧ (1823–1886), русский публицист, редактор-издатель, поэт
и критик, один из идеологов славянофильства. Сын С.Т.Аксакова, брат
К.С.Аксакова. Родился 26 сентября (8 октября) 1823 в с.Куроедово (Надежино)
Белебеевского уезда Оренбургской губ. В 1826–1838 с перерывами жил с семьей в
Москве, где получил домашнее образование. После окончания петербургского Училища
правоведения в 1842–1843 служил в московском 6-м (уголовном) департаменте Сената
(в 1847–1848 его обер-секретарь), в память об этом периоде написана мистерия
Жизнь чиновника (1843; опубл. 1861 в Лондоне), восхваляющая мужество одинокого
борца с бюрократизмом и разочарование в эффективности государственной службы
(которую, однако, сам Аксаков продолжал в Астрахани, Калуге, Петербурге и
Ярославской губ. до своего прошения об отставке в феврале 1851).
В 1852
в Москве под редакцией Аксакова вышел первый том «Московского сборника»,
объединивший «старших» и «младших» славянофилов и опубликовавший, среди прочего,
некролог Н.В.Гоголя. В марте 1853 рукопись второго тома, как и само издание,
были запрещены из-за статьи Аксакова о ярославской «общине ремесленников» как
идеальном общественном устройстве. Аксаков лишился права редактировать
какое-либо издание и был подвергнут полицейскому надзору. В 1855–1856, во время
Крымской войны, вступил в Серпуховскую дружину, включавшую и московское
ополчение (дошла до Бессарабии, в боях не участвовала). Путешествуя по Европе, в
Лондоне встречался с А.И.Герценом (который, позднее разойдясь с Аксаковым из-за
поддержки им политики царского правительства в Польше, говорил об этой встрече:
«Мы с ним очень, очень сошлись...»), в славянских странах выступил инициатором
создания Славянских благотворительных комитетов. По возвращении в Москву Аксаков
стал управляющим конторой журнала «Сельское благоустройство», а в 1858–1859,
после снятия запрета на редакторскую деятельность, – фактическим редактором
журнала А.И.Кошелева «Русская беседа».
С этого времени Аксаков – ведущий
славянофильский публицист, принявший тезис К.С.Аксакова о «нравственном
равновесии» в Древней Руси и призывавший к формированию в России «общества» –
всесословной «среды», одухотворенной внепартийным «народным сознанием»,
упраздняющей «ненародную» дворянскую интеллигенцию – придаток государственного
аппарата – и распространяющей его привилегии «на все сословия». Был
издателем-редактором московских газет «Парус» (1859), «День» (1861–1865),
«Москва», «Москвич» (обе 1867–1868), «Русь» (1880–1886), столь часто
преследовавшихся властями и закрывавшихся, что Аксакова называли «страстотерпцем
цензуры всех эпох и направлений». В конце 1850-х годов сблизился с московским
купечеством (в т.ч. И.Ф. и Н.Ф.Мамонтовыми и известным издателем
К.Т.Солдатенковым, которые материально поддерживали его издания).
В
1857–1878 Аксаков – глава Московского славянского комитета (снят с поста и
выслан из Москвы после выступления на собрании Московского славянского
благотворительного общества с резкой критикой позиции российских дипломатов на
Берлинском конгрессе 1878, согласившихся на раздел Болгарии и передачу части ее
под власть Турции, что ущемило, по мнению Аксакова, интересы России после
окончания русско-турецкой войны). В 1870–1880-х годах Аксаков (увлеченный к тому
времени идеями панславизма, в чем признавал себя его последователем и
единомышленником Ф.М.Достоевский) был тесно связан с московскими финансовыми
кругами; в 1869 – один из инициаторов создания Московского купеческого общества
взаимного кредита (в 1847 председатель совета его правления). Был членом
Общества любителей российской словесности; в 1872–1874 его председатель. Зять (с
1866) и почитатель Ф.И.Тютчева, автор биографического очерка Федор Иванович
Тютчев (1874), где развил полемическую концепцию «пушкинского» периода русской
поэзии, заканчивающегося со смертью Тютчева; сам был автором медитативной и
проникнутой славянофильским пафосом лирики, публиковавшейся в московских
изданиях («Москвитянин», «Московский литературный и ученый сборник на 1847 год»,
«Московский городской листок» и т.п.): Мы все страдаем и тоскуем, Странным
чувством объята душа, Русскому поэту, Клеймо домашнего позора, Усталых сил я
долго не жалел, а также стихотворного рассказа Зимняя дорога, Поэтическая
вольность (1845) и неоконченной поэмы Бродяга (1846–1850), оказавшей влияние на
поэму Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо. В 1860–1880-е годы Аксаков
стремился осмыслить новые тенденции общественной жизни пореформенной России в
свете идей К.С.Аксакова и А.С.Хомякова. Аксаков надеялся, что крестьянская
реформа приведет к сближению сословий в России, а институт земства будет
способствовать восстановлению органичности общественных связей, характерной, по
убеждению славянофилов, для истории Руси. Аксаков считал, что дальнейшее
существование дворянского сословия после 1861 невозможно, и предложил проект
самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех «искусственных разделений
сословий» и распространения дворянских привилегий на все сословия России. Идея
самоупразднения дворянства была выдвинута Аксаковым в полемике с идеологами
дворянского конституционализма. Аксаков вскоре утратил надежды на возможность
быстрого достижения в России бессословной общественной гармонии, но продолжал
выступать с критикой конституционализма. Требуемая либеральным дворянством
конституция, по его убеждению, чужда народному духу и ведет к окончательному
разрыву между народом и властью. Как и у первых славянофилов, в воззрениях
Аксакова монархизм сочетался с признанием необходимости личной и общественной
свободы и несовершенства любых форм государственности: «Государство, конечно,
необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую
норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше
всякого... государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше
закона и правды внешней». В начале 1860-х годов Аксаков формулирует идею
«общества». На его взгляд, в России, покончившей с крепостным правом,
развивается и крепнет новая социальная сила – «общество», «народ самосознающий»
– по существу, народная интеллигенция, призванная преодолеть отчуждение между
государством и народом. «Общество, – утверждал Аксаков, – объединяет людей всех
сословий, оно есть сила именно социальная и духовная, а не политическая», и для
нормального ее развития совершенно необходимы основные свободы (слова, печати,
совести). Но уже в середине 1860-х годов, наблюдая за социальными процессами в
стране, он приходит к выводу, что «общество» оказалось «бессильным», неспособным
выполнить столь необходимую для России объединяющую и творческую миссию. Аксаков
стремился следовать не только общественно-политическим, но и
религиозно-философским идеям первых славянофилов, продолжил начатый его
предшественниками спор с рационализмом, видя в нем логическое знание,
«отрешенное от нравственного начала». Умер Аксаков в Москве 27 января (8
февраля) 1886.