УАЙЛЬД, ОСКАР (Wilde, Oscar), допустимо также – Уайлд (1854–1900), английский
драматург, поэт, прозаик и критик. Полное имя – Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс
Уайльд. По происхождению – ирландец. Родился 18 октября 1854 в Дублине в весьма
известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым
именем, автором множества научных трудов; мать – светская дама, писавшая стихи
об Ирландии и освободительном движении, и считавшая свои приемы литературным
салоном. Молодой Уайльд рос в атмосфере поэзии и аффектированно-театральной
экзальтации, что не могло не сказаться на его дальнейшем творчестве и образе
жизни.
Окончив школу, он проводит несколько лет в привилегированном
дублинском колледже Троицы (Тринити-колледж), после чего поступает в Оксфорд.
Здесь, под влиянием лекций Джона Рескина, поэтов-романтиков и искусства
прерафаэлитов, формируются эстетические взгляды блестящего студента (Уайльд
закончил Оксфорд с отличием). Культ Прекрасного, горячим пропагандистом которого
стал Уайльд, привел юношу к бунтарству против буржуазных ценностей, но к бунту
скорее чисто эстетическому, проявлявшемуся не только в изысканно-красивых
стихотворениях, но и в нарочито-эпатажном стиле одежды и поведения –
экстравагантный костюм с подсолнухом в петлице (позже подсолнух заменит
знаменитая уайльдовская зеленая гвоздика), искусственно-манерные, почти
ритуальные речевые интонации. Чуть ли не впервые в истории культуры художник,
литератор рассматривал всю свою жизнь как эстетический акт, став предтечей
знаменитостей русского Серебряного века, футуристов, или наиболее
последовательного приверженца эпатажного стиля жизни – Сальвадора Дали. Однако
то, что в 20 в. стало почти художественной нормой (во всяком случае,
рассматривалось как допустимое), для викторианской Англии конца 19 в. было
непозволительным. Это в итоге привело Уайльда к трагедии. Уже первый поэтический
сборник Уайльда – Стихотворения (1881) продемонстрировал его приверженность к
эстетическому направлению декаданса (фр. decadence – упадок), которому
свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические
настроения одиночества и отчаяния. К этому же времени относится и первый его
опыт в драматургии – Вера, или Нигилисты. Однако следующие десять лет он
драматургией не занимался, обращаясь к другим жанрам – эссе, сказкам,
литературно-художественным манифестам. В конце 1881 уехал в Нью-Йорк, куда его
пригласили прочитать курс лекций по литературе. В этих лекциях Уайльд первые
сформулировал основные принципы английского декаданса, позднее подробно
разработанные в его трактатах, объединенных в 1891 в книге Замыслы (Кисть, перо
и отрава, Истина масок, Упадок искусства лжи, Критик как художник). Отрицание
социальной функции искусства, приземленности, правдоподобия, солипсистская
концепция природы, отстаивание права художника на полное самовыражение нашли
свое отражение в известных произведениях Уайльда – его сказках, впрочем,
объективно вырывающихся на пределы декаданса (Счастливый принц и другие сказки,
1888; Гранатовый домик, 1891). Нельзя не отметить волшебного, поистине
завораживающего обаяния этих очень красивых и грустных историй, несомненно,
адресованных не детям, но взрослым читателям. Однако с точки зрения театрального
искусства в сказках Уайльда важнее другое: в них выкристаллизовался эстетический
стиль отточенного парадокса, отличающий немногочисленную драматургию Уайльда, и
превращающий его пьесы в уникальное явление, почти не имеющее аналогов в мировой
литературе. Пожалуй, единственной корректной стилистической аналогией пьесам
Уайльда можно считать драматургию Бернарда Шоу – при всей полярности их
творческих и жизненных принципов. Однако до возвращения к драматургии, в
качестве своеобразного перехода к ней от сказок, по заказу американского
издателя, Уайльд пишет свой самый крупный роман "Портрет Дориана Грея" (1890), в
котором писатель внятно очертил круг своей проблематики. Эстетизация
безнравственности, концепция циничного гедонизма, пряное очарование порока,
процветающего в роскошных интерьерах аристократических салонов – все это чуть
позже перейдет в изысканные комедии Уайльда. Однако пьесы эти окажутся
совершенно иными. В лишенных крутого замеса символического мистицизма Портрета
Дориана Грея блестящих парадоксальных диалогах откровенный цинизм
сконцентрирован столь густо, что волей-неволей возникает ощущение сатиры.
Недаром его пьесы в сценической трактовке зачастую выступают в жанре
социально-разоблачительной комедии. Все пьесы Уайльда написаны в начале 1890-х:
Веер леди Уиндермир (1892), Женщина, не стоящая внимания (1893), Святая
блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями (1893), Идеальный муж (1895),
Как важно быть серьезным (1895), и сразу поставлены на лондонской сцене. Они
пользовались большим успехом; критики писали о том, что Уайльд внес оживление в
английскую театральную жизнь, о продолжении драматургических традиций Шеридана.
Однако с течением времени стало ясно, что эти пьесы вряд ли можно отнести к
простым «комедиям нравов». Сегодня именно О.Уайльд, наряду с Б.Шоу, справедливо
считается основоположником интеллектуального театра, в середине 20 в.
получившего свое развитие в течении абсурдизма. (См. статью театр Абсурда). В
1890-е практически все творчество Уайльда сопровождалось громкими общественными
скандалами. Первый из них возник при появлении Портрета Дориана Грея, когда
широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. Далее,
в 1893, английская цензура запретила к постановке драму Саломея, написанную на
французском языке для Сары Бернар. Здесь обвинения в безнравственности были куда
серьезнее, поскольку в декадентскую стилистику был переведен библейский сюжет.
Сценическую историю Саломея обрела лишь в начале 20 в., с расцветом символизма:
в 1903 ее поставил знаменитый немецкий режиссер Макс Рейнхарт; в 1905 Рихард
Штраус написал по мотивам пьесы оперу; в 1917 в России прогремел спектакль
Александра Таирова с А.Коонен в главной роли. Но главный скандал, разрушивший не
только драматургическую карьеру, но и всю его жизнь, разразился в 1895, вскоре
после премьеры последней комедии драматурга. Уайльд, обороняясь от общественного
обвинения в гомосексуализме, подал в суд на маркиза Квинсберри, отца своего
ближайшего друга Альфреда Дугласа. Однако Дуглас, фактически разлучивший Уайльда
с семьей и бывший у него на роскошном содержании в течение трех лет, на суде
выступил свидетелем обвинения. Уайльд был осужден за безнравственность и
приговорен к тюремному заключению. Названия пьес Уайльда тут же исчезли с афиш
театров, имя его перестало упоминаться. Единственным коллегой Уайльда,
ходатайствовавшим о его помиловании – правда, безуспешно – стал Б.Шоу. Два года,
проведенные писателем в тюрьме, обернулись двумя последними литературными
произведениями, исполненными огромной художественной силы. Это прозаическая
исповедь De Profundis (Из бездны), написанная во время заключения и
опубликованная посмертно, и поэма Баллада Редингской тюрьмы, написанная вскоре
после освобождения в 1897. Она была опубликована под псевдонимом, которым стал
тюремный номер Уайльда – С.3.3. Больше он ничего не писал. Приняв имя Себастьяна
Мельмота (очевидно, под влиянием популярного романа Мельмот-скиталец,
принадлежавшего перу его дальнего родственника, писателя Чарльза Роберта
Мэтьюрина), Уайльд уезжает во Францию. Один из самых блистательных и утонченных
эстетов Англии 19 в. проводит последние годы своей жизни. Умер Уайльд 30 ноября
1900 в Париже.