КОНСТАН ДЕ РЕБЕК, БЕНЖАМЕН (Constant de Rebecque, Benjamin) (1767–1830),
франко-швейцарский писатель, философ и политический деятель. Родился в Лозанне
(Швейцария) 25 октября 1767. Учился в Германии, Англии и Шотландии, затем в
Париже, где благодаря мадам де Сталь началась в 1795 его политическая
деятельность. Поддержал Директорию и Наполеона, после переворота восемнадцатого
брюмера стал членом Трибуната (1799–1802), но затем покинул Францию, последовав
в ссылку за мадам де Сталь (1803–1814). За границей встречался с Гете и
Шиллером, был связан с Шлегелями. В 1814, после возвращения к власти Бурбонов,
вернулся во Францию и написал свой первый памфлет О духе завоевания и узурпации
(De l'esprit de conqute et de l'usurpation), а в 1816 – роман Адольф (Adolphe),
сыгравший известную роль в развитии романтизма и современной психологической
прозы (в 1951 были изданы также ранее не известные роман Сесиль, а в 1952 –
Интимные тетради). В 1819 стал членом палаты депутатов и одним из ведущих
публицистов. После переворота 1830, в котором сыграл значительную роль, стал
председателем Государственного совета.
В философской концепции Констана
отразились различные влияния, в том числе Вольтера и энциклопедистов, Канта,
Шеллинга и Шлегеля, но ближе всего ему были взгляды «идеологов», в частности
Кабаниса. Так, он разделял агностическую позицию Кабаниса, считая достоверное
знание о первопричинах мира и о существовании души после смерти недоступным для
человеческого разума. Главные интересы Констана были сосредоточены вокруг
моральных и политических проблем. Констан испытал воздействие стоицизма, но
предпочел ему кантовскую мораль долга, хотя и полемизировал с Кантом в работе О
политических реакциях (Des ractions politiques), критикуя его за безоговорочное
осуждение лжи. Долг, по Констану, основан на свободном выборе, а свобода
является основным требованием морали и принципом политики. В отличие от Канта,
считал свободу выражением религиозного чувства, свойственного человеку по
природе и предполагающего бескорыстие и способность к самопожертвованию.
В политической философии Констан опирался на концепцию общей воли как
легитимной силы, способной противостоять различным формам насилия. Общая воля
формируется в процессе свободного обсуждения политических событий и проблем, в
том числе в прессе. В свободе мышления, дискуссий и печати он видел гарантию от
деспотических тенденций, свойственных не только абсолютизму, но и «народному»
правлению (демократии).
В трудах О религии, ее происхождении, формах и
развитии (De la religion considere dans sa source, ses formes et ses
dvloppements, в 5 томах, 1824–1831) и О римском политеизме в его отношении к
греческой философии и христианству (Du polythisme romain consider dans ses
rapports avec la philosophie grecque et la religion chrtienne, в 2 томах, издана
посмертно в 1833) Констан изложил концепцию религии, проходящей в своем развитии
три этапа: фетишизма, политеизма и теизма. Традиционный теизм, по мнению
Констана, постигнет в конце концов та же судьба, что и предшествующие формы: он
столкнется с разрушительной критикой. Высшей формой религии является мистический
теизм, основанный на религиозном чувстве.
Умер Констан в Париже 8
декабря 1830.