БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
(1894— 1959)
Книги известного
детского писателя Виталия Валентиновича Бианки остались в памяти нескольких
поколений детей, ставших в свою очередь родителями, а затем бабушками и
дедушками. Патриотизм, любовь и бережное отношение к окружающей родной природе,
наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь слабому разносторонние
знания — вот что выносит каждый, кто обращается к его произведениям, одинаково
интересным не только для детей, но и для взрослых.
Орнитолог по
признанию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по
мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными
литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный,
имеющий массу друзей, последователей, учеников, Бианки стал одним из основателей
целого направления в литературе для детей, посвятив свое творчество
научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей. Большое влияние
на его творчество оказали известные русские писатели Л.Н. Толстой, И.С.
Тургенев, С.Т. Аксаков, д.Н. Мамин - Сибиряк, американский писатель Э.
Сетон-Томпсон. Его современниками и близкими по духу людьми были мастера научно
- познавательной книги для детей М. Ильин, К.Г. Паустовский, В. Житков, а
учениками и последователями — признанные ныне детские писатели-природоведы Н.
Павлова, Э. Шим, Н. Сладков, В. Сахарнов и другие.
«Во мне живет некая
жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в
жизни... — от этой силы. Благословенна она и во мне и в других — в людях,
птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде», — записывал он в своем дневнике.
Любовь к природе и интерес к науке сформировались у Бианки еще в
детстве. Родился он в 1894 г. в Петербурге, в семье ученого-орнитолога,
хранителя отдела птиц в Зоологическом музее Российской Академии наук Валентина
Львовича Бианки. Семья Бианки жила в одном из флигелей Зоологического музея,
поэтому сыновья Валентина Львовича (а их было трое — Лев, Анатолий и Виталий)
часто бывали в музее и хорошо его знали. Не случайно все они в дальнейшем
связали свою жизнь с наукой. Настоящий музей был и в самой квартире, где жили
Бианки: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами,
террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в
деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Маленькому Виталию
особенно запомнились выезды в Лебяжье, что находится на Финском заливе под
Ораниенбаумом. Это место, через которое проходит Великий морской путь перелетных
птиц.
Сколько часов терпеливых провел я
В легких шалашках из
корабельных корзин,
Высохшей тины и веток, — птиц наблюдая,
Птицам невидимый, —
писал он. Отец постоянно брал с собой в лес
маленького Виталия, объясняя ему каждую птицу и зверушку имени, отчеству и
фамилии». На всю последующую жизнь Бианки сохранил традицию проводить лето на
природе, в деревне. Где только ни побывал он! Но особенно тепло вспоминал он
природу Алтая, Новгородской и Ленинградской областей. С детства отец приучил его
записывать в тетради все интересное. В многочисленных тетрадях Бианки хранил
наблюдения о повадках птиц и животных, местные слова, пословицы, охотничьи
рассказы и рассказы бывалых людей. Нередко путешествовавший вместе с ним брат
Анатолий делал фотоснимки. Так накапливался материал для будущих книг.
В
1915 г. он поступает в университет на естественное отделение. Но учебе помешала
война и мобилизация в армию. После Октябрьской революции жил несколько лет на
Алтае — работал учителем в школе, многое делал для местного краеведческого
музея, предпринимал экспедиции по рекам и горам Алтая. Здесь же будущий писатель
впервые проявил свои литературные способности, опубликован небольшие заметки и
стихи о природе. В 1922 г. он вернулся в Петроград, полностью посвятив себя
литературному труду.
С 1923 г. Бианки участвует в кружке детских
писателей под руководством С.Я. Маршака, сыгравшем заметную роль в становлении
детской литературы нового времени. Его первая сказка «Путешествие красноголового
воробья» обратила на себя внимание читателей и вдохновила автора на создание
новых сказок и книг для детей младшего возраста. Начиная с 1923 г. выходят
отдельными книгами «Лесные домишки»,
«Чей нос лучше?», «Мышонок Пик»,
«Теремок» и другие произведения,
принесшие писателю известность.
С 1928 г. начинается и продолжается до 1958 г. работа писателя над его
главной книгой «Лесная газета», десять изданий которой (первое — в 1928 г.),
постоянно дополнявшиеся и изменявшиеся, вышли при его жизни. Это был поэтический
гимн природе, уникальная книга-энциклопедия, книга-календарь, книга-игра,
книга-организатор творческих открытий детей в природе, не имевшая аналогов в
мировой литературе для детей, переведенная впоследствии на многие языки народов
мира. В 1932 г. впервые выходит большой сборник «Лесные были и небылицы», на
страницах которого объединены единым замыслом как написанные ранее, так и новые
произведения. Большой творческий
успех принесла Бианки радиопередача
«Вести из леса», продолжавшаяся много лет и очень полюбившаяся слушателям, над
которой он работал вместе со своими учениками. Последняя книга писателя
«Опознаватель птиц на воле» осталась незавершенной. В 1959г. он ушел из жизни.
Большинство произведений Бианки посвящено лесу, который он хорошо знал с
детства. Писатель Н.И. Сладков говорит о нем как о «первооткрывателе», а сам
автор называет себя «переводчиком с бессловесного». Во многих рассказах Бианки
утверждается мысль о жизненно важном практическом значении знания природы,
умения ее наблюдать и ориентироваться в ней («По следам», «Как дяденька Волов
искал волков», «Ласковое озеро Сарыкуль», «Озеро-призрак» и др.) Перед нами не
скучный морализатор, а мастер сюжетного рассказа, динамичного, напряженного, с
неожиданным поворотом событий (рассказ-загадка «Роковой зверь», приключенческая
повесть «Мышонок Пик», «биографическое» описание животного «На Великом морском
пути» и др.) Вместе с тем они содержат огромный познавательный материал, легко
усваиваемый ребенком.
Рассказ «По следам» написан в 1925 г. Его отличает
захватывающий сюжет, живая художественная манера, что сразу же сделало его
популярным. Он постоянно переиздается в разных сборниках. «Я заставил своего
героя по этим следам распутывать неизвестную судьбу его сына, поставив...
человеческую жизнь в зависимость от знания следов», — писал Бианки. К сожалению,
художники не смогли иллюстрировать текст так, чтобы читатели так же, как и
автор, тоже научились понимать следы, что очень расстраивало писателя.
Его «сказки-несказки», развивающие традиции народных сказок («Теремок»,
«Лис и мышонок», «Лесные домишки», «Красная горна», «Люля», «Сова» и другие),
короткие рассказы («Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?», Чей нос
лучше?» и другие), повести («Одинец», «Аскыр», и др.), содержат массу
достоверного и правдивого материала о природе. Циклы рассказов «Мой хитрый
сынишка», «Рассказы о тишине» помогают детям развивать наблюдательность,
понимать язык природы, еще до конца не изученной человеком и полной чудес,
загадок и волнующих тайн, которые надо постигнуть.
В своем дневнике
писатель как-то записал: «Не все то кузнечик, что трещит. (Как я услышал
камышовку-сверчка)». В 1946 г. на эту тему им был написан рассказ «Несмышимка».
Он ведется от лица старого ученого-орнитолога. Четыре года посвятил он изучению
птиц Новгородской области и написал о них книгу, а вот внучка поставила его в
тупик рассказом об увиденной ею птичке - «неслышимке»: «Сидит такая горбатенькая
птичка на дереве, на верхней ветке, сама ротик разевает, и горлышко у нее
трепещется, а все равно ничего не слышно, никакой песенки». Оказывается тишина
бывает разная, и ее надо уметь слушать. А еще надо многое знать, только тогда
станет, понятен «немой оркестр луга». Оказывается, на самом деле птичка издает
звук, похожий на стрекотание кузнечика, но надо знать, что кузнечики начинают
трещать в июле, а в начале лета этого быть не может. Вот и попался старый ученый
на том, что забыл об этом, принял звуки за стрекотание кузнечика. Пришлось
срочно добавлять в книгу сведения еще об одном виде птиц. Важно, говорит
писатель, всегда «включать свой слух на неизвестное».
Произведения
Бианки — прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей, особенно
сегодня, когда человечество стоит на грани экологической катастрофы.