Шоу Джордж Бернард (Shaw George Bernard) (1856 г. – 1950 г.) - ирландский
драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый
прославленный – после Шекспира – драматург, писавший на английском
языке.
Родился 26 июля 1856 в Дублине. Его отец, потерпев
крах в бизнесе, пристрастился к алкоголю; мать, разочаровавшись в супружестве,
увлеклась пением. Шоу ничему не научился в школах, которые посещал, но многое
почерпнул из книг Ч.Диккенса, У.Шекспира, Д.Беньяна, Библии, арабских сказок
Тысяча и одна ночь, а также слушая оперы и оратории, в которых пела мать, и
созерцая картины в Ирландской национальной галерее.
В
пятнадцатилетнем возрасте Шоу устроился клерком в фирму по продаже земельных
участков. Спустя год он стал кассиром и занимал эту должность в течении четырех
лет. Не в силах превозмочь отвращение к такой работе, он в двадцатилетнем
возрасте уехал в Лондон к матери, которая после развода с мужем зарабатывала на
жизнь уроками пения.
Шоу уже в молодости решил зарабатывать
на жизнь литературным трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращались к нему с
удручающей регулярностью, он продолжал осаждать редакции. Только одну его статью
приняли к печати, заплатив автору пятнадцать шиллингов, – и это было все, что
Шоу заработал пером за девять лет. За эти годы он написал пять романов, которые
отвергли все английские издательства.
В 1884 Шоу вступил в
Фабианское общество и вскоре стал одним из самых блестящих его ораторов.
Одновременно он совершенствовал свое образование в читальном зале Британского
музея, где познакомился с писателем У.Арчером (1856–1924), который приобщил его
к журналистике. Поработав какое-то время внештатным корреспондентом, Шоу получил
место музыкального критика в одной из вечерних газет. После шести лет, отданных
музыкальному рецензированию, Шоу в течение трех с половиной лет работал
театральным критиком в «Сатердей ривью». За это время он выпустил книги об
Х.Ибсене и Р.Вагнере. Он писал также пьесы (сборник Пьесы приятные и неприятные
– Plays: Pleasant and Unpleasant, 1898). Одна из них, Профессия миссис Уоррен
(Mrs. Warren's Profession, впервые поставлена в 1902), была запрещена цензурой;
другая, Поживем – увидим (You Never Can Tell, 1895) после нескольких репетиций
была отклонена; третью, Оружие и человек (Arms and the Man, 1894), вообще никто
не понял. Помимо названных в сборник вошли пьесы Кандида (Candida, 1895),
Избранник судьбы (The Man of Destiny, 1897), Домa вдовца (Widower's Houses,
1892) и Сердцеед (The Philanderer, 1893). Поставленный в Америке Р.Мансфилдом
Ученик дьявола (The Devil's Disciple, 1897) – первая пьеса Шоу, имевшая кассовый
успех.
Шоу писал пьесы, рецензии, выступал как уличный
оратор, пропагандируя социалистические идеи, и, кроме того, был членом
муниципального совета округа Сент-Панкрас, где он жил. Такие перегрузки привели
к резкому ухудшению здоровья, и если бы не забота и уход Шарлотты Пейн-Таунзенд,
на которой он женился в 1898, дело могло бы кончиться плохо. Во время
затянувшейся болезни Шоу написал пьесы Цезаря и Клеопатру (Caesar and Cleopatra,
1899) и Обращение капитана Брасбаунда (Captain Brassbound's Conversion, 1900),
которое сам писатель называл «религиозным трактатом». В 1901 Ученик дьявола,
Цезарь и Клеопатра и Обращение капитана Брасбаунда были опубликованы в сборнике
Три пьесы для пуритан (Three Plays for Puritans). В Цезаре и Клеопатре – первой
пьесе Шоу, где действуют реальные исторические личности, – традиционное
представление о герое и героине изменено до неузнаваемости.
Не преуспев на стезе коммерческого театра, Шоу решил сделать драму
проводником своей философии, опубликовав в 1903 пьесу Человек и сверхчеловек
(Man and Superman). Однако уже в следующем году пришел его час. Молодой актер
Х.Грэнвил-Баркер (1877–1946) вместе с предпринимателем Дж.Э.Ведренном принял
руководство лондонским театром «Корт» и открыл сезон, успех которого обеспечили
старые и новые пьесы Шоу – Кандида, Поживем – увидим, Другой остров Джона Булля
(John Bull's Other Island, 1904), Человек и сверхчеловек, Майор Барбара (Major
Barbara, 1905) и Врач перед дилеммой (The Doctor's Dilemma, 1906).
Теперь Шоу решил писать пьесы, целиком лишенные действия. Первая из этих
пьес-дискуссий, Женитьба (Getting Married, 1908), имела некоторый успех среди
интеллектуалов, вторая, Мезальянс (Misalliance, 1910), оказалась трудноватой и
для них. Сдавшись, Шоу написал откровенно кассовую безделицу – Первую пьесу
Фанни (Fanny's First Play, 1911), которая в течение почти двух лет шла на сцене
небольшого театра. Затем, словно отыгрываясь за эту уступку вкусу толпы, Шоу
создал подлинный шедевр – Андрокла и льва (Androcles and the Lion, 1913), за
которым последовала пьеса Пигмалион (Pygmalion, 1914), поставленная
Г.Бирбомом-Три в «Театре Его Величества» с Патрик Кэмпбелл в роли Элизы
Дулиттл.
Во время Первой мировой войны Шоу был исключительно
непопулярной фигурой. Пресса, публика, коллеги осыпали его оскорблениями, а он
между тем невозмутимо закончил пьесу Дом, где разбиваются сердца (Heartbreak
House, 1921) и готовил свой завет человеческому роду – Назад, к Мафусаилу (Back
to Methuselah, 1923), где облек в драматургическую форму свои эволюционистские
идеи. В 1924 слава возвратилась к писателю, он обрел мировое признание драмой
Святая Иоанна (Saint Joan). В глазах Шоу Жанна д'Арк – провозвестница
протестантизма и национализма, и потому вполне закономерен приговор, вынесенный
ей средневековой церковью и феодальной системой. В 1925 Шоу была присуждена
Нобелевская премия по литературе, от получения которой он отказался.
Последней пьесой, принесшей Шоу успех, стала Тележка с яблоками (The
Apple Cart, 1929), открывшая Малвернский фестиваль в честь
драматурга.
В годы, когда большинству людей было не до
путешествий, Шоу посетил США, СССР, Южную Африку, Индию, Новую Зеландию. В
Москве, куда Шоу прибыл с леди Астор, он беседовал со Сталиным. Когда к власти
пришла лейбористская партия, для которой драматург сделал так много, ему
предложили дворянство и титул пэра, но он от всего отказывался. В возрасте
девяноста лет писатель все же согласился стать почетным гражданином Дублина и
лондонского округа Сент-Панкрас, где он жил в молодые годы.
Жена Шоу скончалась в 1943. Оставшиеся годы писатель провел в уединении
в Эйот-Сент-Лоренсе (графство Хертфордшир), где в возрасте девяноста двух лет
закончил свою последнюю пьесу Миллиарды Байанта (Buoyant Billions, 1949). До
конца дней писатель сохранял ясность ума. Умер Шоу в Эйот-Сент-Лоренсе 2 ноября
1950.