ВОЛОШИН, МАКСИМИЛИАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (псевд.; наст. фамилия Кириенко-Волошин)
(1877–1932), русский поэт, художник, литературный критик, искусствовед. Родился
16 (28) мая 1877 в Киеве, предки по отцу – запорожские казаки, по матери –
обрусевшие в 17 в. немцы. В три года остался без отца, детство и отрочество
прошли в Москве. В 1893 мать приобрела земельный участок в Коктебеле (близ
Феодосии), где Волошин в 1897 окончил гимназию. Поступив на юридический
факультет Московского университета, втянулся в революционную деятельность, за
причастность к Всероссийской студенческой забастовке (февраль 1900), а также за
«отрицательное миросозерцание» и «склонность ко всякого рода агитациям» был
отстранен от занятий. Во избежание иных последствий, отправился осенью 1900
рабочим на строительство Ташкентско-Оренбургской железной дороги. Этот период
Волошин называл позднее «решающим моментом в моей духовной жизни. Здесь я
почувствовал Азию, Восток, древность, относительность европейской культуры».
Тем не менее именно активное приобщение к достижениям художественной и
интеллектуальной культуры Западной Европы становится его жизненной целью начиная
с первых путешествий 1899–1900 во Францию, Италию, Австро-Венгрию, Германию,
Швейцарию, Грецию. Особенно притягивал его Париж, в котором он видел центр
европейской и, стало быть, всеобщей духовной жизни. Вернувшись из Азии и
опасаясь дальнейших преследований, Волошин решает «уйти на Запад, пройти сквозь
латинскую дисциплину формы».
В Париже Волошин живет с апреля 1901 по
январь 1903, с декабря 1903 до июня 1906, с мая 1908 по январь 1909, с сентября
1911 по январь 1912 и с января 1915 до апреля 1916. В промежутках странствует «в
пределах древнего Средиземноморского мира», наездами бывает в обеих российских
столицах и обитает в своем коктебельском «доме поэта», который становится
своеобразным культурным центром, пристанищем и местом отдыха писательской элиты,
«Киммерийскими Афинами», по выражению поэта и переводчика Г.Шенгели. В разное
время там побывали В.Брюсов, Андрей Белый, М.Горький, А.Толстой, Н.Гумилев,
М.Цветаева, О.Мандельштам, Г.Иванов, Е.Замятин, В.Ходасевич, М.Булгаков,
К.Чуковский и многие другие писатели, художники, артисты, ученые.
Волошин дебютировал как литературный критик: в 1899 журнал «Русская
мысль» печатает без подписи его маленькие рецензии, в мае 1900 там же появляется
большая статья В защиту Гауптмана, подписанная «Макс. Волошин» и представляющая
собой один из первых российских манифестов модернистской эстетики. Дальнейшие
его статьи (36 о русской литературе, 28 – о французской, 35 – о русском и
французском театре, 49 – о событиях культурной жизни Франции) провозглашают и
утверждают художественные принципы модернизма, вводят новые явления русской
литературы (в особенности творчество «младших» символистов) в контекст
современной европейской культуры. «Волошин был необходим эти годы, – вспоминал
Андрей Белый, – без него, округлителя острых углов, я не знаю, чем кончилось бы
заострение мнений...». «Совопросником века сего» именовал его Ф.Сологуб,
называли его и «поэтом-отвечателем». Он был литературным агентом, экспертом и
ходатаем, антрепренером и консультантом издательств «Скорпион», «Гриф» и братьев
Сабашниковых. Сам Волошин называл свою просветительскую миссию следующим
образом: «буддизм, католичество, магия, масонство, оккультизм, теософия...». Все
это воспринималось через призму искусства – особо ценились «поэзия идей и пафос
мысли»; поэтому писались «статьи, похожие на стихи, стихи, похожие на статьи»
(по замечанию И.Эренбурга, посвятившего Волошину очерк в книге Портреты
современных поэтов (1923). Стихов поначалу писалось немного, и почти все они
были собраны в книге Стихотворения. 1900–1910 (1910). «Руку настоящего мастера»,
«ювелира» увидел в ней рецензент В.Брюсов; своими учителями Волошин считал
виртуозов стихотворной пластики (в противовес «музыкальному», верленовскому
направлению) Т.Готье, Ж.М.Эредиа и других французских поэтов-«парнасцев». Эта
самохарактеристика может быть отнесена к первому и второму, неопубликованному
(составлен в начале 1920-х годов) сборнику Selva oscura, включавшему
стихотворения 1910–1914: большая их часть вошла в книгу избранного Иверни
(1916). С начала Первой мировой войны явственным поэтическим ориентиром Волошина
становится Э.Верхарн, брюсовские переводы которого были подвергнуты
сокрушительной критике еще в статье Эмиль Верхарн и Валерий Брюсов (1907),
которого он сам переводил «в разные эпохи и с разных точек зрения» и отношение к
которому подытожил в книге Верхарн. Судьба. Творчество. Переводы (1919). Вполне
созвучны поэтике Верхарна стихи о войне, составившие сборник Anno mundi ardentis
1915 (1916). Здесь отрабатывались приемы и образы той стихотворной риторики,
которая стала устойчивой характеристикой поэзии Волошина времен революции,
гражданской войны и последующих лет. Часть тогдашних стихотворений была
опубликована в сборнике Демоны глухонемые (1919), часть – под условным
объединяющим заглавием Стихи о терроре издана в Берлине в 1923; но в большинстве
своем они остались в рукописи. В 1920-е годы Волошин составил из них книги
Неопалимая Купина. Стихи о войне и революции и Путями Каина. Трагедия
материальной культуры. Однако в 1923 началась официальная травля Волошина, имя
его было предано забвению и с 1928 по 1961 в СССР в печати не появилось ни одной
его строчки. Когда в 1961 Эренбург почтительно упомянул о Волошине в своих
мемуарах, это вызвало немедленную отповедь А.Дымшица, указавшего: «М.Волошин был
одним из самых незначительных декадентов, к революции он... отнесся
отрицательно». Волошин вернулся в Крым весной 1917. «Больше не покидаю его, –
писал он в автобиографии (1925), – ни от кого не спасаюсь, никуда не
эмигрирую...». «Не будучи ни с одной из борющихся сторон, – заявлял он ранее, –
я живу только Россией и в ней совершающимся... Мне (знаю это) надо пребыть в
России до конца». Его дом в Коктебеле оставался странноприимным во все время
гражданской войны: в нем находили приют и даже скрывались от преследований «и
красный вождь, и белый офицер», как писал он в стихотворении Дом поэта (1926).
«Красным вождем» был Бела Кун, после разгрома Врангеля заправлявший усмирением
Крыма путем террора и организованного голода. По-видимому, в награду за его
укрывательство Волошину был при советской власти сохранен дом и обеспечена
относительная безопасность. Но ни эти заслуги, ни хлопоты влиятельного
В.Вересаева, ни умоляющее и отчасти покаянное обращение к всесильному идеологу
Л.Каменеву (1924) не помогли ему пробиться в печать. «Стих остается для меня
единственной возможностью выражения мыслей», – писал Волошин. Мысли его
устремлялись в двух направлениях: историософском (стихи о судьбах России,
нередко принимавшие условно-религиозную окраску) и антиисторическом (проникнутый
идеями универсального анархизма цикл Путями Каина: «там я формулирую почти все
мои социальные идеи, большею частью отрицательные. Общий тон – иронический»).
Характерная для Волошина несогласованность мыслей нередко приводила к тому, что
его стихи воспринимались как высокопарная мелодекламация (Святая Русь,
Преосуществление, Ангел времен, Китеж, Дикое Поле), претенциозная стилизация
(Сказание об иноке Епифании, Святой Серафим, Протопоп Аввакум,
Дметриус-император) или эстетизированные умствования (Таноб, Левиафан, Космос и
некоторые другие стихотворения из цикла Путями Каина). Тем не менее многие
стихотворения Волошина революционной поры получили признание как точные и емкие
поэтические свидетельства (типологические портреты Красногвардеец, Спекулянт,
Буржуй и т.д., стихотворный дневник красного террора, риторический шедевр
Северовосток и такие лирические декларации, как Готовность и На дне
преисподней). Деятельность Волошина-искусствоведа после революции прекратилась,
однако он успел опубликовать 34 статьи о русском изобразительном искусстве и 37
– о французском. Сохраняет значение его первая монографическая работа о
Сурикове. Осталась незавершенной книга Дух готики, над которой Волошин работал в
1912–1913. Живописью Волошин занялся, чтобы профессионально судить об
изобразительном искусстве, – и оказался даровитым художником, его излюбленным
жанром стали акварельные крымские пейзажи со стихотворными надписями. Умер
Волошин в Коктебеле 11 августа 1932.