Аввакум Петров (протопоп Аввакум), писатель, один из основателей русского
старообрядчества, родился в 1620 г., в селе Григорово Нижегородского уезда в
семье священника. Отец умер, когда Аввакуму исполнилось 16 лет. Мать оказала
большое влияние на его нравственно-религиозное развитие. В 1638 г. Аввакум
обзавелся женой и поселился в селе Лопащцы, где был рукоположен в диаконы, а в
1644 г. — в священники. Раздоры с местным «началием» привели к тому, что в 1647
г. он с женой и сыном ушел в Москву. Там Аввакум сблизился с членами «Кружка
ревнителей благочестия», центральной фигурой которого был духовник царя Алексея
Михайловича С. Вонифатьевич, с целью борьбы с недостатками и пороками
духовенства. Членом «Кружка» был архимандрит Новоспасского монастыря, будущий
патриарх Никон. Затем Аввакум познакомился и с царем, а когда Никон стал
патриархом 1652 г., Аввакум был назначен протопопом. Он ратовал за строгость
нравов, за уплату налоги в патриаршую казну мирянами, и духовенством, за что был
избит толпой и бежал в Москву, где остался служить в Казанском соборе, что
неподалеку от Красной площади. В том же 1652 г. выступил против реформы Церкви,
проводимой Никоном, за что был арестован и через год выслан в Тобольск.
Проповедями за чистоту нравов и благочестие, за приверженность старой вере
восстановил против себя и прихожан, и местное начальство и по доносу был сослан
в Якутск, откуда началось его беспрерывное странствие по острогам Сибири. Был не
раз нещадно бит кнутом, содержался зимой в неотапливаемых подвалах и башнях.
После 10 лет скитаний вернулся в Москву. В 1666 г. решением Церковного собора
лишен сана и предан проклятию, а в 1667 г. с тремя единомышленниками сослан в
Пустозерск и посажен в «земляную тюрьму». Но и там выказывал непризнание новой,
никонианской Церкви, отстаивал «древлее византийское благочестие». В тюрьме
написал 80 посланий, писем и челобитных с разъяснениями причин смысл своего
противостояния «никонианам». Еще сочинил автобиографическое «Житие» и «Книгу
бесед», распространились по России рукописными копиями его сторонников.
В апреле 1682 г. Аввакум и трое его союзников Лазарь, Епифаний и Федор
(расстриги) решением очередного Церковного собора 1681—1682 гг., были заживо
сожжены в срубе в Пустозерске 14 апреля 1682 г.