Рей Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс.
Полное имя — Раймонд Дуглас Брэдбери (второе имя в честь знаменитого актёра
Дугласа Фэрбенкса). Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери (потомок
англичан-первопоселенцев). Мать — Мари Эстер Моберг, шведка по
происхождению.
В 1934 году семья Брэдбери перебирается в
Лос-Анджелес, где Рэй проживает и по сей день. Детство и юношество писателя
прошли во времена Великой депрессии, средств на университетское образование у
него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем,
Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии.
Будучи молодым он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в
1950 году наконец не было опубликовано первое его крупное произведение —
«Марсианские хроники». Затем (в первых номерах журнала «Playboy») — повесть «451
градус по Фаренгейту». Далее его слава разрослась до всемирной.
Рэя
Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и
основоположником многих традиций жанра. Фактически же Брэдбери не является
фантастом, так как его творчество следует отнести к «большой», внежанровой
литературе, да и истинно фантастичных произведений у него лишь малая доля. Тем
не менее, Брэдбери является обладателем нескольких наград в области фантастики
(Небьюла — 1988, Хьюго — 1954), помимо множества общелитературных
премий.
Произведения Брэдбери в большинстве своём — это короткие
рассказы, не развлекательного характера, содержащие короткие зарисовки,
сводящиеся к остродраматическим, психологическим моментам, построенные в
основном на диалогах, монологах, размышлениях героев, нежели на действии.
Несмотря на явный талант к придумыванию различных сюжетов, зачастую
занимательных и оригинальных, писатель часто ограничивается бессюжетными
зарисовками, очень метафоричными, полными скрытого смысла или же не несущими
определённой смысловой нагрузки вообще. И даже в хорошо «скроенных»
произведениях Брэдбери может легко оборвать повествование, уйти от подробностей,
оставив действие в момент острого накала страстей. Также практически ни в одном
произведении писателя не удастся уличить в морализаторстве и навязывании своей
точки зрения: в 99 % произведений автор остаётся «за кадром». Ситуация может
развиваться сколь угодно пристрастно, но никогда Брэдбери не приведёт читателя к
выводу. Словно бы он видит свою задачу в том, чтобы взволновать читателя,
обострить ситуацию и уйти, оставив его размышлять за книгой.
И если
от иных своих творческих принципов Брэдбери и отходил, то его «язык», то есть
способы изложения образов, мыслей, практически никогда не менялся. Характерные
черты его языка — это «акварельность», минимум деталей, описаний, подробностей,
действий. Имеет место даже не столько фантастичность, (отсутствие
реалистичности), сколько пренебрежение значением правдоподобия. Эта черта
касается и сюжетов (фантастичность легко уживается со сказочностью, детектив с
мелодрамой, сметая рамки жанров), и языка: Брэдбери пренебрегает описаниями мест
действий, внешности героев, именами, датами, цифрами. Естественно, в его
произведениях не встретить технических подробностей и полное отсутствие вымысла
в технической сфере.
Соответственно, не возводя сюжетную основу в
абсолют, Брэдбери легко меняет стили и жанры своих произведений. В рассказах
одного и того же года написания легко можно встретить и фантастику, и мелодраму,
и детектив, и фэнтези, исторические зарисовки, стихи и
прочее.
Насколько можно судить по эссе и интервью, Брэдбери
проповедует литературу чувств, а не мыслей. Эмоций, а не действий. Состояний, а
не событий.
Брэдбери ратует за духовные ценности и прежде всего за
фантазию, творчество. Едва ли не высшей ценностью Брэдбери объявляет внутренний
мир человека, его мировоззрение, фантазию. Способность человека чувствовать,
сопереживать писатель признаёт главным качеством. В своих произведениях
сочувствует прежде всего людям искусства (и даже больше его ценителям), нежели
всем прочим. Зачастую при этом на страницах своих книг Брэдбери жестоко
расправляется с «врагами» — чёрствыми людьми, лишёнными фантазии, мещанами,
чиновниками, политиками — теми, кто препятствует нормальной жизни творческих
людей, самовыражению, общению, кто сводит культуру к условностям, массовости,
стандартизации, делает жизнь сухой, скучной, духовно бедной, пресной. (в повести
«Марсианские хроники» (глава «Эшер II») главный герой с болью и надрывом
описывает сжигание книг, но потом хладнокровно убивает с десяток живых людей,
при этом обставляя убийства с завидной фантазией, по книгам Эдгара
По…
Своеобразно Брэдбери решает и этические проблемы: зло и насилие в
его книгах предстают нереальными, «понарошными». Как некие «тёмные силы», лучший
способ борьбы с которыми — их игнорирование, обыгрывание, уход в другую
плоскость восприятия. Очень ярко эта позиция нашла отражение в романе
«Надвигается беда», где в финале главные герои побеждают «тёмный карнавал»
нечисти балаганным весельем.