УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович [13(25). 10.1843, Тула, - 24.3(6.4). 1902, Петербург],
русский писатель.
Родился в семье чиновника. Учился в Петербургском
(1861) и Московском (1862-63) ун-тах, которые не окончил из-за недостатка
средств. Начал печататься в 1862 (в журнале Л. Н. Толстого "Ясная Поляна" и
журнале "Зритель") и вскоре стал видным представителем демократической
литературы 60-х гг.
В 1864-65 сотрудничал в журнале "Русское слово", в
1865-66 - в некрасовском "Современнике". Главные темы Успенского в это время -
жизнь и быт мелких чиновников и городской бедноты. В очерках "Нравы Растеряевой
улицы" (1866) разносторонне запечатлены картины жизни тульских ремесленников и
рабочих, уродливый быт чиновников, мещан, буржуазных дельцов. В 1868 Успенский
становится одним из основных сотрудников "Отечественных записок", литературным
соратником Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. В цикле повестей
"Разоренье" (1869-71) с глубоким проникновением в психологию представлены образы
рабочих, идейные искания интеллигентов-разночинцев.
В 70-е гг. Успенский
совершил поездки за границу, сблизился с деятелями революционного народничества
(С. М. Степняк-Кравчинский, Г. А. Лопатин, Д. А. Клеменц, П. Л. Лавров).
Впечатления от русской и зарубежной социальной действительности, общение с
кругами революционно настроенной интеллигенции, обострившийся интерес к
пореформенной деревне нашли отражение в очерках и рассказах "Книжка чеков",
"Больная совесть", "Не воскрес" и др., вошедших затем в цикл "Новые времена,
новые заботы". С 1873 и до болезни (нач. 90-х гг.) Успенский находился под
негласным надзором полиции.
С конца 70-х гг. центральной темой
творчества Успенского становится пореформенная деревня: циклы очерков и
рассказов "Из деревенского дневника" (1877-80), "Крестьянин и крестьянский труд"
(1880), "Власть земли" (1882), "Кой про что" (1886-87) и др., в которых он пишет
о разорении крестьян-тружеников, росте кулачества, разложении крестьянской
общины. Во многом сочувствуя революционерам-народникам, Успенский вместе с тем
своими правдивыми произведениями о деревне, по определению Г. В. Плеханова,
"...подписал смертный приговор народничеству и всем "программам" и планам
практической деятельности, хоть отчасти с ним связанным" (Избр. филос. произв.,
т. 5, 1958, с. 71).
В 80-е гг. Успенский создаёт циклы очерков и
рассказов о духовных исканиях русской интеллигенции в период реакции: "Без
определённых занятий" (1881), "Волей-неволей" (1884) и др. Взгляды писателя на
нравственное предназначение искусства яашли яркое отражение в очерке "Выпрямила"
(1885). Произведения о народной жизни в последний период творчества - "Живые
цифры" (1888), "Поездки к переселенцам" (1888-89) и др. Реалистический
художественный метод Успенского характеризуется сочетанием кропотливого
исследования, страстной публицистичности с яркой образностью, богатством речевых
характеристик, мастерством диалога, тонким юмором.
Тяжёлая душевная
болезнь в начале 90-х гг. оборвала литературную деятельность Успенского. На его
смерть откликнулась редакционной статьёй ленинская "Искра" (1902, 1 мая). Л. И.
Ленин ценил в творчестве Успенского "...превосходное знание крестьянства",
"...громадный артистический талант, проникающий до самой сути явлений..." (Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 263). Творчество Успенского высоко ценили И. С.
Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, М. Горький. Оно оказало влияние на формирование
некоторых советских писателей.