АНТОНОВИЧ, МАКСИМ АЛЕКСЕЕВИЧ (1835–1918), русский публицист, литературный
критик, философ-материалист. Родился 27 апреля (9 мая) 1835 в г.Белополье
Харьковской губернии. Сын дьячка. Очень рано потерял родителей и остался круглым
сиротой. Окончил духовное училище, а затем Харьковскую семинарию (1855). В 1859
Антонович заканчивает Петербургскую духовную академию и становится кандидатом
богословия. Но уже в годы учебы его взгляды принимают материалистический и
атеистический характер. Решающую роль в этом сыграло изучение им трудов
французских материалистов, П.Прудона, Л.Фейербаха. В 1859 в «Современнике» была
опубликована статья Антоновича Что иногда открывается в либеральных фразах?,
вступление к которой написал Н.А.Добролюбов. Последний познакомил Антоновича с
Н.Г.Чернышевским. В 1862 Антонович выходит из духовного звания. Став в 1861
постоянным сотрудником «Современника», а после смерти Добролюбова возглавив
литературно-критический отдел журнала, он включается в журнальную полемику. В
статьях Современная философия, Два типа современных философов, Современная
физиология и философия Антонович выступает с позиций антропологического
материализма, отстаивая и пропагандируя философские взгляды Чернышевского. В
своей критике философского идеализма (от Платона до Гегеля и Шопенгауэра) он
опирался также на исследования европейских и русских естествоиспытателей
(Ч.Дарвина, Д.Льюиса, И.М.Сеченова). Критикуя идеологию почвенничества,
полемизировал с Н.Н.Страховым и Ф.М.Достоевским. В 1862–1864, ведя борьбу с
«антинигилистической» литературой (статьи Асмодей нашего времени, Современные
романы), исключительно резко оценивал роман И.С.Тургенева Отцы и дети. В целом
для для литературно-критических работ Антоновича характерны идеологический
подход к литературному творчеству, стремление видеть в содержании
художественного произведения непосредственное отражение «прогрессивных» или
«реакционных» тенденций общественной мысли. В брошюре Материалы для
характеристики современной русской литературы (1869) Антонович подверг критике
Н.А.Некрасова, обвинив поэта в измене передовым общественным идеалам.
После закрытия «Современника» Антонович с семьей некоторое время жил за
границей (1866–1868). В 1870-е годы он занимался преимущественно переводами
многочисленных трудов по истории и естествознанию. Сотрудничал в различных
изданиях («Слово», «Новое обозрение» и др.), Антонович продолжал отстаивать
революционно-демократическую идеологию 1860-х годов, критиковал Тургенева
(теперь уже за роман Новь), в 1881 в рецензии на роман Ф.М.Достоевского Братья
Карамазовы, не приемля религиозных идеалов писателя, отрицал художественное
значение этого произведения. В 1898–1916 он публикует воспоминания о
Чернышевском, Добролюбове, Некрасове, Лаврове, труд о Ч.Дарвине и его учении. В
своих последних статьях Антонович резко отрицательно оценил
религиозно-философские идеи авторов сборника Вехи. Умер Антонович в Петрограде
14 ноября 1918.