КАЗАКОВ, ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ (1927–1982), русский писатель. Родился 8 августа 1927 в
Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В
Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни
одного образованного человека, хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова
совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о
ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести Две ночи (др. назв.
Разлучение душ), которую он писал в 1960–1970-е годы.
Пятнадцати лет
Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе. В
1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951. Найти
постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная
деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и
симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Сложные
отношения между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не
способствовали творческому росту Казакова-музыканта.
В конце 1940-х
годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые
отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт».
Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953
привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во время учебы в институте
руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту
писать о том, чего не знаешь.
Еще студентом Казаков начал публиковать
свои первые рассказы – Голубое и зеленое (1956), Некрасивая (1956) и др. Вскоре
вышла его первая книга Арктур – гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным
жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.
Среди ранних
произведений Казакова особое место занимают рассказы Тэдди (1956) и Арктур –
гончий пес (1957), главными героями которых являются животные – сбежавший из
цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес Арктур. Литературные критики
сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших
продолжателей традиций русских классиков, в частности И.Бунина, о котором он
хотел написать книгу и о чем беседовал с Б.Зайцевым и Г.Адамовичем во время
поездки в Париж в 1967.
Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и
музыкальный ритм. В 1964 в набросках Автобиографии он написал о том, что в годы
учебы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал,
где придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института
(1958), будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял
интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в
Тарусе, которую называл «милым художническим местом», и в других местах.
Впечатления от поездок воплотились и в путевых очерках, и в художественных
произведениях – например, в рассказах По дороге (1960), Плачу и рыдаю (1963),
Проклятый Север (1964) и многих других.
Особое место в творчестве
Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков Северный дневник
(1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить не на временных
становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях – в местах
исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую руку, а
постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство,
рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов». В
рассказе о жизни рыбаков Нестор и Кир (1961) и др., вошедших в Северный дневник,
проявилось характерное для прозы Казакова сочетание фактурной точности и
художественного переосмысления описываемых событий. Последняя глава Северного
дневника посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Впоследствии Казаков написал
о нем повесть Мальчик из снежной ямы (1972–1976) и сценарий фильма Великий
самоед (1980).
Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с
утонченным восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством
вины и прощанием проникнуты последние рассказы Свечечка (1973) и Во сне ты
горько плакал (1977), главным героем которых, помимо автобиографического
рассказчика, является его маленький сын.
При жизни Казакова было
издано около 10 сборников его рассказов: По дороге (1961), Голубое и зеленое
(1963), Двое в декабре (1966), Осень в дубовых лесах (1969) и др. Казаков писал
очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, поморском
сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания об
учителе и друге К.Паустовском Поедемте в Лопшеньгу (1977). В переводе на русский
язык, выполненном Казаковым по подстрочнику, был издан роман казахского писателя
А.Нурпеисова. В последние годы жизни Казаков писал мало, большинство его
замыслов осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя были
изданы в книге Две ночи (1986).
Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982.