"Дедушкой Крыловым" наименовал народ великого русского баснописца,
выразив этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков
басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколений
читателей. "Книгой мудрости самого народа" назвал Гоголь крыловские басни, в
которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и
поговорок, богатство и красота русской речи.
Крылов не только создатель
чудесных басен, которые знает и стар и млад. Его яркий талант сказался в самых
разнообразных жанрах литературы. Смелый сатирик в своих прозаических
произведениях, тонкий лирический поэт, остроумный автор веселых и злых комедий -
таков Крылов - писатель конца XVIII века.
Иван Андреевич Крылов родился
в Москве 13 февраля (нового стиля) 1769 года в семье скромного армейского
офицера. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, в течение долгих лет служил рядовым
солдатом, затем ротным писарем, каптенармусом, сержантом. Не имея ни состояния,
ни покровителей, он с трудом достиг капитанского чина. В 1751 году А. П. Крылов
был зачислен рядовым в драгунский полк, стоявший тогда в Оренбургской губернии.
Во время восстания Пугачева отец будущего баснописца уже в капитанском чине
принимал участие в военных действиях, а маленький сын его находился с матерью в
осажденном Оренбурге.
В 1774 году А. П. Крылов вышел в отставку и
получил назначение на должность председателя Тверского губернского магистрата. В
Твери маленький Крылов воспитывался под надзором матери, по словам самого
баснописца, простой женщины, "без всякого образования, но умной от природы".
Когда ему исполнилось десять лет, отец умер, и семья осталась без всяких
средств. Тщетно вдова А. П. Крылова хлопотала о пенсии, обращалась с прошениями
на "высочайшее имя", умоляя снизойти к ее "крайней бедности", учесть
"беспорочную" службу мужа. Она вынуждена была добывать хлеб насущный услугами в
богатых домах, чтением псалтыря по покойникам. Десятилетнего подростка
определили "подканцеляристом" в тот же губернский магистрат, где служил его
отец. Крылову пришлось с юных лет познакомиться с нравами провинциальных
канцелярий, с казнокрадством и вопиющими злоупотреблениями приказных, столь
ненавидимых народом. Мальчик попал под издало тупого и жестокого "повытчика",
который запрещал ему даже чтение книг, до которых Крылов был великий охотник.
Понятно поэтому, что он воспользовался первой же возможностью оставить
Тверской магистрат и перебраться на службу в столицу, куда семья Крыловых
переехала зимой 1782 года. В сентябре следующего года Крылов поступает
канцеляристом в Петербургскую казенную палату. Однако не служебная карьера
привлекла молодого Крылова в столицу. В нем рано проявилось литературное
призвание, горячий интерес к литературе и театру.
Годы идейного и
творческого становления молодого Крылова приходятся на период, непосредственно
последовавший за событиями пугачевского восстания, когда императрица Екатерина
II сбросила маску "просвещенного монарха" и после жестокой расправы с
восставшими крестьянами стала открыто проводить политику реакции и удушения
свободной мысли. Но тот урок, который был дан русскому обществу крестьянской
войной 1773-1775 годов, не пропал бесследно. Он пробудил передовую русскую
мысль. Лучшие люди эпохи - Радищев, Фонвизин, Новиков - подымали свой голос
против несправедливости крепостнических отношений, против гнета и насилия. К ним
принадлежал и Крылов, навсегда сохранивший ненависть к крепостническим верхам и
горячую любовь к народу.
В Петербурге Крылов увлекается театром. Ведь в
1782 году на русской сцене поставлен был "Недоросль" Фонвизина, шли комедии
Княжнина, Сумарокова, Аблесимова и других русских авторов. Крылов становится
постоянным посетителем театра и сам пробует свои силы в драматургии.
В
год переезда в Петербург им написана начатая еще в Твери комическая опера в
стихах "Кофейница", в которой при всей ее незрелости сказались жизненная
наблюдательность автора, его несомненная литературная одаренность.
Вслед за "Кофейницей" Крылов написал две трагедии из древнегреческой жизни
("Филомела" и не дошедшая до нас "Клеопатра"), которые, однако, не попали на
сцену. Видимо, их вольнолюбивый характер, тираноборческие мотивы испугали
царскую цензуру.
Разочаровавшись в возможности увидеть свои пьесы на
сцене, Крылов порывает с театральными кругами и обращается к журнальной
деятельности. С 1788 года начинается его сотрудничество в журнале И. Г.
Рахманинова "Утренние часы". Журнальная и литературная деятельность Крылова в
эти годы необычайно разнообразна. Он выступает и как лирический поэт, и как
сатирик, и как журналист.
В журнале "Утренние часы" Крылов анонимно
опубликовал и первые басни ("Стыдливый игрок", "Павлин и Соловей" и др.),
которые впоследствии никогда не перепечатывал. Издатель и редактор журнала
"Утренние часы", переводчик Вольтера Рахманинов был близок к радикально
настроенной тогдашней интеллигенции, которая группировалась вокруг Радищева.
Знакомство с Рахманиновым сказалось и в том начинании, которое предпринимает при
его содействии Крылов в 1789 году, - в издании журнала "Почта духов". Журнал
осуществлял широкую программу сатирического обличения дворянско-крепостнического
общества, являясь в этом отношении прямым преемником изданий Новикова - "Трутня"
и "Живописца".
Крыловская "Почта духов" - своеобразный журнал одного
автора, в котором помещена переписка "духов" с "арабским философом
Маликульмульком". Такая форма сатиры позволяла под видом писем "духов" о разных
событиях "водяного" или "подземного" царства довольно прозрачно говорить о
нравах и порядках столицы и всего государственного аппарата. Деспотизм и
произвол царской власти, взяточничество и недобросовестность чиновников,
дворянская спесь и мотовство, невежество и лицемерие аристократических верхов,
бесправие и тяжелая жизнь бедняков - все это находило отображение на страницах
журнала.
Дидактическое начало, свойственное просветительскому реализму,
определяет и басенное творчество Крылова, нравоучительность его басен. Оно
неотъемлемо от сатирической направленности в изображении басенных персонажей,
чему основа была положена уже в журнальной прозе Крылова. Многие сатирические
мотивы и сюжеты басен были заложены в фельетонах "Почты духов".
Крылов
обличает деспотизм и жестокий произвол власти тиранов и поработителей народов.
Протестуя против неограниченной деспотической власти государей и их
приближенных, Крылов с особенной резкостью восстает против грабительских войн,
разоряющих народы, ведущихся во имя интересов личного прославления или корысти:
"Кто дал право человеку убивать миллион подобных себе людей для удовлетворения
своих пристрастий?.."
Политическая обстановка тех лет становилась все
более напряженной. Помимо внутренних причин, сказались и события Французской
революции, отзвуки которых доносились и до невских берегов. Новиков томился в
Шлиссельбургской крепости, Радищев был сослан в далекую Сибирь. Репрессии
коснулись Крылова и его друзей. Правительство настороженно следило за печатью.
Смерть Екатерины II (в 1796 году) не изменила реакционного курса
правительства. Павел I еще более усилил политический гнет, восстановил шагистику
в войсках, окружил себя прусскими выходцами и "гатчинцами" во главе с
Аракчеевым. Павел не только продолжил гонения на всякое проявление свободной
мысли, но издал даже указ об изгнании из русского языка таких слов, как
"гражданин", "отечество" и т. п., закрыл частные типографии и усилил цензуру над
печатью.
С осени 1797 года Крылов поселился в селе Казацком (Киевской
губ.) - имении князя С. Ф. Голицына, впавшего в неми лость у Павла I. Об
оппозиционных настроениях Крылова лучше всего свидетельствует его
"шуто-трагедия" "Подщипа" ("Трумф"), написанная им в Казацком. Она там же была
поставлена в любительском спектакле, в котором сам писатель играл роль Трумфа.
Пребывание Крылова в Казацком закончилось со смертью Павла I. Осенью
1801 года С. Ф. Голицын был назначен генерал-губернатором в Ригу. Вместе с
Голицыным поехал и Крылов в качестве его секретаря. В 1802 году в Петербурге
вышло второе издание "Почты духов", а также была поставлена комедия "Пирог".
Вскоре Крылов вышел в отставку и уехал в Москву. В январском номере журнала
"Московский зритель" за 1806 год были напечатаны первые басни Крылова,
определившие его дальнейший творческий путь. К началу 1806 года Крылов вернулся
да Петербург, в котором и прожил все последующие годы.
После
наполненной беспокойными событиями молодости жизнь Крылова с возвращением в
Петербург входит в однообразное и мирное русло. Крылов принимает активное
участие в литературной жизни. Он являлся членом литературных и научных обществ,
был близко знаком с виднейшими писателями того времени. Особо следует отметить
близость Крылова с переводчиком "Илиады" Н. И. Гнедичем, который в молодые годы
примыкал к прогрессивным кругам дворянской интеллигенции, сочувственно
относившейся к идеям декабристов. Крылов жил по соседству с Гнедичем в здании
Публичной библиотеки, где они оба служили.
Крылов сближается с кружком
знатока и любителя искусств, впоследствии президента Академии художеств А. Н.
Оленина. В доме Олениных собирались известные писатели, художники, ученые.
Здесь, помимо Крылова, бывали Шаховской, Озеров, Батюшков, Гнедич, позже -
Пушкин и многие другие литераторы того времени.
В 1808 году Крылов
принимает деятельное участие в театральном журнале "Драматический вестник".
Либеральные веяния начала царствования Александра I при всей их
кратковременности и демагогическом характере дали возможность Крылову вновь
вернуться к литературной деятельности. Наряду с баснями он в 1806-1807 годах
пишет две комедии: "Модная лавка" и "Урок дочкам". Эти драматические
произведения, имевшие громкий успех у тогдашних зрителей, проникнуты были
горячим патриотическим чувством, стремились возбудить в русском обществе любовь
и уважение к своей национальной культуре.
Многие мотивы "Модной лавки"
предвосхищали осмеяние "галломании" в "Горе от ума" Грибоедова. В "Модной лавке"
и "Уроке дочкам" характеры персонажей более жизненны по сравнению с прежними
пьесами Крылова. Враг всякой иностранщины, "степной помещик" Сумбуров, его жена
- провинциальная модница и поклонница "модных лавок", служанка Маша наделены
живыми чертами, показаны с подлинным юмором. Комизм положений, выразительная
разговорная речь, меткие, остроумные характеристики делают эту комедию не
устаревшей до нашего времени.
В "Уроке дочкам" смешные и нелепые
претензии завзятых провинциалок - помещичьих дочек Феклы и Лукерьи - изъясняться
лишь по-французски и следовать столичной моде осмеяны особенно язвительно.
Провинциальных жеманниц дурачит слуга проезжего столичного франта. Продувной,
расторопный Семен с успехом выдает себя за французского маркиза, и
провинциальные модницы остаются от него без ума.
Следует особо отметить
характерную черту комедий Крылова - сочувственное изображение слуг, которые
своей сметливостью, естественностью чувств и поступков противопоставлены глупым
и спесивым господам.
"Модная лавка" и "Урок дочкам" пользовались
большим успехом у современников и не сходили со сцены до сороковых годов XIX
века, да и после этого неоднократно ставились в театре. Однако подлинную
всенародную славу принесли Крылову не комедии, а басни.
В начале 1809
года вышла первая книга басен Крылова. С тех пор Крылов в течение четверти века
всю свою энергию отдает писанию басен.
В 1811 году Крылов избирается
членом "Беседы любителей русского слова", объединявшей писателей старшего
поколения. Это не помешало ему иронически относиться к высокопоставленным
участникам "Беседы", в большинстве своем бездарным поэтам, сторонникам отживших
литературных традиций, которых он высмеял в басне "Демьянова уха". Крылов
никогда не замыкался в каком-либо одном, узколитературном кружке.
В
1812 году Крылов поступил на службу в только что основанную Публичную
библиотеку, директором которой был назначен А. Н. Оленин. За время своей
длительной службы в Публичной библиотеке Крылов проявил себя как деятельный
организатор русского отдела библиотеки.
Теперь уже Крылов не дерзкий
бунтарь, задевавший стрелами сатиры саму императрицу. Он как бы замыкается в
непроницаемую броню, прослыв среди окружающих чудаком и ленивцем. Он мог по
целым дням сидеть у окна своей комнаты с излюбленной им трубкой или сигарой или
лежать на диване, подолгу раздумывая о течении жизни. О его рассеянности и лени
передавались многочисленные слухи и рассказы. То, как он явился во дворец в
мундире с пуговицами, замотанными портным в бумажки, то, как залил ценную книгу
"кофеем", то, как он не в тот день пришел, какой был назначен.
Такая
слава ленивца и чудака помогала Крылову укрыться и от назойливого любопытства
друзей и от подозрительности правительства, предоставляя ему свободу для
осуществления его творческих замыслов.
Таков был Иван Андреевич Крылов
- великий русский баснописец, в молодые годы смелый и непокорный бунтарь,
дерзко-нападавший в своих журналах на крепостнические порядки и бесправие
царствования Екатерины II. Теперь он вынужден был притаиться, спрятать свои
подлинные мысли и чувства под покровом чудака и ленивца, "вполоткрыта" говоря
горькую правду об окружающем в своих баснях.
В 1838 году состоялось
торжественное чествование Крылова в ознаменование 50-летия его литературной
деятельности. В своей речи В. Жуковский, приветствуя баснописца, сказал: "Наш
праздник, на который собрались здесь немногие, есть праздник национальный; когда
бы можно было пригласить на него всю Россию, она приняла бы в нем участие с тем
самым чувством, которое всех нас в эту минуту оживляет..." Жуковский
охарактеризовал басни Крылова как "поэтические уроки мудрости", "Которые дойдут
до потомства и никогда не потеряют в нем своей силы и свежести: ибо они
обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народами и их
переживают" {Журнал Министерства народного просвещения, 1838, ч. XVII. с.
216-217.}.
Прослужив в Публичной библиотеке около тридцати лет, Крылов
вышел в отставку в марте 1841 года, на 72-м году жизни. Он поселился в тихой
квартире на Васильевском острове. Последней работой, писателя была подготовка к
печати в 1843 году полного собрания своих басен. 21 ноября (нового стиля) 1844
года Крылов скончался в возрасте 75 лет.
Крылов обратился к басне как к
самому народному, доходчивому жанру. Когда его как-то спросили, почему он пишет
именно басни, Крылов ответил: "Этот род понятен каждому: его читают и слуги и
дети". Басня издавна являлась жанром, особенно близким народной поэзии и имевшим
прочную традицию в русской литературе. Ее связь с народными пословицами и
поговорками, простота и ясность образов, народная мудрость ее морали - все это
делало басню особенно любимой народом.
Сатира Крылова, хотя и прикрытая
басенным иносказанием, больно и метко поражала язвы и безобразия не только
современного баснописцу общества, но и общественного строя, основанного на
частной собственности и корысти. Сатирическое острие басен Крылова было
направлено против злоупотреблений, взяточничества, невежества, корыстолюбия и
круговой поруки всего государственного аппарата.
Политический смысл
басен Крылова имел в виду Грибоедов, когда заставил плута и доносчика
Загорецкого признать их обличительную силу:
...А если б, между нами,
Был ценсором назначен я,
На басни бы налег; ох! басни - смерть
моя!
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Кто что ни
говори:
Хотя животные, а все-таки цари.
Эти насмешки над
Львами и Орлами у Крылова имели особенно конкретный, подчас злободневный
характер, что не лишало, однако, его басни обобщающего, типизирующего значения.
В басне применена система намеков, иносказаний, которая обычно
называется "эзоповским языком". "Эзоповский язык" служил целям маскировки
сатиры. Крылов называл это "говорить истину" "вполоткрыта" - "затем, что истина
сноснее вполоткрыта" ("Волк и Лисица").
Читатель понимал прекрасно, что
басенные Львы и Волки, Ослы и Лисицы отнюдь не отвлеченные аллегории и не
сказочные звери, а конкретные исторические деятели. Но дело в том, что
сатирическое обобщение в крыловских баснях всегда во многом шире, чем те
фактические обстоятельства, которые послужили толчком для создания той или
другой басни.
Именно в этой широте сатирического адреса, в политической
остроте затрагиваемых в басне вопросов и заложено долголетие крыловской сатиры,
неиссякаемая жизнь его басенных образов. Единичный, конкретный факт скоро
забывается, а его обобщающий, типический смысл и значение приобретают все новые
и новые применения.
Крылов неизменно на стороне угнетенного народа,
защищая его против произвола и насилия господствующих классов, сильных и алчных
хозяев жизни. В басне "Волк и Ягненок" он прямо говорит:
У сильного
всегда бессильный виноват!
Робкий и слабый Ягненок становится добычей
Волка только потому, что тот голоден:
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи!
устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты
виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Этот несправедливый "порядок",
беззаконие и насилие, творимые над крепостными крестьянами, народом, Крылов
неоднократно резко осуждал и обличал в своих баснях ("Волки и Овцы", "Крестьяне
и Река", "Пестрые овцы" и др.). Однако, едко высмеивая беззаконие, хищничество
всего строя, который способствовал угнетению народа, Крылов не видел выхода из
создавшегося положения, считая, что открытый протест невозможен и бесцелен.
Иронизируя над либеральным начинанием правительства - созвать сходку зверей,
чтобы расспросить их о Волке, просившемся в овечьи старосты, Крылов тут же
добавляет, что именно мнения овец о Волке на этой сходке и "забыли" спросить
("Мирская сходка"). Крылов из этой басни делает пессимистический, горестный
вывод: