Французский писатель-гуманист, один из основоположников жанра научной
фантастики. Жюль Верн родился 8 февраля 1828 в богатом портовом городе Нант
(Франция), в семье адвоката. В 20 лет был отправлен родителями в парижский
колледж с целью получения юридического образования. Литературную деятельность
начал в 1849, написав несколько пьес (водевили и комические оперы). "Моим первым
произведением была небольшая комедия в стихах, написанная при участии Александра
Дюма-сына, который был и оставался одним из лучших моих друзей до самой его
смерти. Она была названа "Сломанные соломинки" и ставилась на сцене
Исторического театра, владельцем которого был Дюма-отец. Пьеса имела некоторый
успех и по совету Дюма-старшего я отдал ее в печать. "Не беспокойтесь, - ободрял
он меня. - Даю вам полную гарантию, что найдется хотя бы один покупатель. Этим
покупателем буду я!" [...] Вскоре мне стало ясно, что драматические произведения
не дадут мне ни славы, ни средств к жизни. В те годы я ютился в мансарде и был
очень беден." (из интервью Жюля Верна журналистам) Работая секретарем в "Театре
Лирик", Жюль Верн одновременно подрабатывал в одном из популярных журналов,
составляя заметки на исторические и научно-популярные темы. Работа над первым
романом, "Пять недель на воздушном шаре", была начата осенью 1862, а в конце
года роман был уже напечатан известным парижским издателем Пьером-Жюлем Этцелем,
сотрудничество с которым продолжалось около 25 лет. По договору, заключенному с
Этцелем, Жюль Верн должен был ежегодно отдавать издателю по два новых романа или
один двухтомный (Пьер Жюль Этцель умер в 1886 и договор был продлен с его
сыном). Вскоре роман был переведен почти на все европейские языки и принес
автору известность. Наибольший финансовый успех выпал на долю романа "Вокруг
света в 80 дней", напечатанного в 1872.
Жюль Верн был страстным
путешественником: на своей яхте "Сен-Мишель" он дважды обошел Средиземное море,
посетил Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию,
заходил в африканские воды. В 1867 Жюль Верн побывал в Северной Америке: "Одна
французская компания приобрела океанский пароход "Грейт-истерн", чтобы
перевозить американцев на Парижскую выставку... Мы посетили с братом Нью-Йорк и
несколько других городов, видели Ниагару зимой, во льду... На меня произвело
неизгладимое впечатление торжественное спокойствие гигантского водопада." (из
интервью Жюля Верна журналистам)
То, что предсказания научных
открытий и изобретений, содержащиеся в романах Жюля Верна, постепенно сбываются,
писатель-фантаст объяснял так: "Это простые совпадения, и объясняются они очень
просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно
исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество
фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан
всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов,
которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются. Все эти заметки
тщательно классифицируются и служат материалом для моих повестей и романов. Ни
одна моя книга не написана без помощи этой картотеки. Я внимательно просматриваю
двадцать с лишним газет, прилежно прочитываю все доступные мне научные
сообщения, и, поверьте, меня всегда охватывает чувство восторга, когда я узнаю о
каком-нибудь новом открытии..." (из интервью Жюля Верна журналистам) Один из
шкафов в обширной библиотеке Жюля Верна был заполнен множеством дубовых ящичков.
В определенном порядке в них были разложены бесчисленные выписки, заметки,
вырезки из газет и журналов, наклеенные на карточки одинакового формата.
Карточки подбирались по темам и вкладывались в бумажные обертки. Получались
несшитые тетрадки разной толщины. Всего, по словам Жюля Верна, у него накопилось
около двадцати тысяч таких тетрадок, содержащих интересные сведения по всем
отраслям знаний. Многим читателям казалось, что романы пишутся Жюлем Верном
удивительно легко. В одном из интервью писатель так прокомментировал подобные
заявления: "Мне ничего легко не дается. Почему-то многие думают, что мои
произведения - чистейшая импровизация. Какой вздор! Я не могу приступить к
работе, если не знаю начала, середины и конца своего будущего романа. До сих пор
я был достаточно счастлив в том смысле, что для каждого произведения у меня в
голове была не одна, а по меньшей мере полдюжины готовых схем. Большое значение
я придаю развязке. Если читатель сможет угадать, чем все кончится, то такую
книгу не стоило бы и писать. Чтобы роман понравился, нужно изобрести совершенно
необычную и вместе с тем оптимистическую развязку. И когда в голове сложится
костяк сюжета, когда из нескольких возможных вариантов будет выбран наилучший,
тогда только начинается следующий этап работы - за письменным столом. [...]
Начинаю я обыкновенно с того, что выбираю из картотеки все выписки, относящиеся
к данной теме; сортирую их, изучаю и обрабатываю применительно к будущему
роману. Затем я делаю предварительные наброски и составляю план по главам. Вслед
за тем пишу карандашом черновик, оставляя широкие поля - полстраницы - для
поправок и дополнений. Но это еще не роман, а только каркас романа. В таком виде
рукопись поступает в типографию. В первой корректуре я исправляю почти каждое
предложение и нередко пишу заново целые главы. Окончательный текст получается
после пятой, седьмой или, случается, девятой корректуры. Яснее всего я вижу
недостатки своего сочинения не в рукописи, а в печатных оттисках. К счастью, мой
издатель хорошо это понимает и не ставит передо мной никаких ограничений... Но
почему-то принято считать, что, если писатель много пишет, значит ему все легко
дается. Ничего подобного!.. [...] Благодаря привычке к ежедневной работе за
столом с пяти утра до полудня мне удается уже много лет подряд писать по две
книги в год. Правда, такой распорядок жизни потребовал некоторых жертв. Чтобы
ничто не отвлекало от дела, я переселился из шумного Парижа в спокойный, тихий
Амьен и живу здесь уже много лет - с 1871 года. Вы спросите, почему я выбрал
Амьен? Этот город мне особенно дорог тем, что здесь родилась моя жена и здесь мы
с ней когда-то познакомились. И званием муниципального советника Амьена я
горжусь нисколько не меньше, чем литературной известностью." (из интервью Жюля
Верна журналистам)
"Я стараюсь учитывать запросы и возможности юных
читателей, для которых написаны все мои книги. Работая над своими романами, я
всегда думаю о том - пусть иногда это идет даже в ущерб искусству, - чтобы
из-под моего пера не вышло ни одной страницы, ни одной фразы, которую не могли
бы прочесть и понять дети. [...] Моя жизнь была полным-полна действительными и
воображаемыми событиями. Я видел много замечательных вещей, но еще более
удивительные создавались моей фантазией. Если бы вы только знали, как я сожалею
о том, что мне так рано приходится завершить свой земной путь и проститься с
жизнью на пороге эпохи, которая сулит столько чудес!.." (из интервью Жюля Верна
корреспонденту "Новой Венской газеты"; 1902 год)
В 1903, в одном из
писем, Жюль Верн писал: "Я вижу все хуже и хуже, моя дорогая сестра. Операции
катаракты еще не было... Кроме того, я оглох на одно ухо. Итак, я в состоянии
теперь слышать только половину глупостей и злопыхательств, которые ходят по
свету, и это меня немало утешает!" Умер Жюль Верн в 8 часов утра 24 марта 1905 в
городке Амьен (Франция). Похоронен около своего дома в Амьене. Через два года
после смерти Жюля Верна на его могиле был поставлен памятник, изображавший
писателя-фантаста восстающим из праха, с рукой, протянутой к звездам. До конца
1910 года каждое полугодие, как это делалось на протяжении сорока двух лет, Жюль
Верн продолжал дарить читателям новый том "Необыкновенных путешествий".
Жюль Верн - автор около ста книг, среди которых стихи, пьесы,
рассказы, около 70 повестей и романов: "Пять недель на воздушном шаре" (1862;
роман; первый перевод на русский язык в 1864 - "Воздушное путешествие через
Африку"), "Путешествие к центру Земли" (1864; роман), "С Земли на Луну" (1865;
роман; местом старта Жюль Верн выбрал Флориду и разместил свой "космодром"
недалеко от мыса Канаверал, в романе так же правильно указана начальная
скорость, необходимая для отрыва от Земли), "Дети капитана Гранта" (1867-1868;
роман), "Вокруг Луны" (1869; роман; был описан эффект невесомости, спуск
космического корабля, охваченного пламенем в атмосфере Земли и его приводнение в
Тихом океане всего в трех милях от того места, где приводнился в 1969 году
"Аполлон-11", вернувшийся с Луны), "20 000 лье под водой" (1869-1870; роман),
"Вокруг света в 80 дней" (1872; роман), "Таинственный остров" (1875; роман),
"Пятнадцатилетний капитан" (1878; роман), "500 миллионов Бегумы" (1879), "В XXIX
веке. Один день американского журналиста в 2889 году" (1889; рассказ), "Плавучий
остров" (1895; роман), "Равнение на знамя" (1896), "Властелин мира" (1904;
роман), работы по географии и истории географических исследований.