Леонид Иванович Бородин - ( 04.04.1939 года [Иркутск] Россия)
Родился в
семье учителей. Учился в спецшколе МВД, откуда ушел после 20 съезда партии
(1956), затем в Иркутском государственном университете (исключен в 1957 за
«политическое фрондерство»). В 1962 окончил заочное отделение педагогического
института в Улан-Удэ.
Работал учителем истории, воспитателем и
директором школ-интернатов. В 1965 вступил в «социал-христианскую» организацию,
за участие в которой в 1967 приговорен к 6 годам тюрьмы, где и начал свою
литературную деятельность: повести и рассказы "Повесть странного времени",
удостоенная премии французского ПЕН-клуба «Свобода» (1969); Встреча (1970),
Гологор (1974).
В 1974–1975 – помощник составителя поездов на станции
Очаково в Москве, в 1976–1978 – заместитель директора санэпидемстанции в
Петушках (Владимирская обл.). С 1978 публикует в заграничном русском
издательстве «Посев» рассказ Вариант (1978; герой – политический террорист),
повести Правила игры (1978), посвященная «лагерной» теме, Третья правда (1979),
где выведены специфически-национальные типы «праведника» и «бунтаря» и показано
противостояние советскому режиму и русского интеллигента, и мужика, а также
роман Расставание (1981–1982) о типичном столичном интеллигенте второй половины
20 в., диссиденте в мыслях и конформисте в поведении. В 1982 Бородин был снова
осужден за антисоветскую деятельность, в 1988 досрочно освобожден. Бородина
начинают публиковать на родине, наряду с зарубежными премиями он получает
отечественные (правительства Москвы, журналов «Юность» и «Наш современник»,
«Роман-газеты»). С 1992 Бородин – главный редактор журнала «Москва». Основной
пафос произведений Бородина – этический выбор, полем действия для которого
выступает столкновение личных интересов («правд»), точкой отсчета – христианская
нравственность, а сюжетной канвой – как правило, драматическая, даже трагедийная
коллизия (арест малолетним сыном своего отца, сопротивление таежного охотника
посягательствам на его свободу, кровавая схватка из-за женщины и т.п.).
Персонажи писателя всегда узнаваемы, доказывая – в русле традиций Л.Толстого и
Ф.Достоевского – «необыкновенность», силу и сложность «обычного» человека, его
способность к глубоким размышлениям, самооценке и самоосуждению. Проблеме
свободы, рискующей стать эгоизмом, произволом и жестокостью, посвящена повесть
Ловушка для Адама (1994), написанная не без влияния традиций Достоевского
(Легенда о Великом инквизиторе в Братьях Карамазовых). Лирическая повесть
Бородина Год чуда и печали обращена к воспеванию вечных ценностей природы,
любви, умению терпеть и прощать. Марии Мнишек, одной из героинь русского
«смутного времени» 17 в. (параллели которого с сегодняшней России у Бородина
вполне отчетливы), посвящена историческая повесть Царица Смуты (1996). В
беллетристических произведениях Бородина, как и в его активной в 1980–1990-е
годы публицистике, отмеченных яркой языковой образностью, склонной к
риторическим фигурам и ритмизованной словесной ткани, настойчиво проводится
мысль о возрождении российской державности на основе православия.