Cергей Митрофанович Городецкий (1884 - 1967)
Русский поэт, наряду с
Гумилевым основатель и теоретик акмеизма (его "второй основоположник", по
выражению Брюсова).
Родился 5 января 1884 года в Петербурге. В 1902
году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.
Увлеченно изучал славянские языки, историю искусств, русскую литературу,
рисовал. Проучился до 1912 года, но так и не окончил университета.
Первая книга "Ярь" (конец 1906) отразила интерес поэта к народному
творчеству, к воспроизведению древней славянской мифологии в близких современной
литературе формах и принесла ему известность. Эту тематику продолжает второй
сборник стихов "Перун" (1907), встреченный уже не так восторжено. Третий сборник
"Дикая воля" (1908) почти не был замечен ни критиками ни читателями. К этому
времени относятся и первые прозаические опыты, работы в драматургии: "Повести.
Рассказы" (1910), "На земле", "Старые гнезда" (оба 1914), "Адам" (1915),
трагедия "Марит" (1908), комедия "Темный ветер" и др., но не принесшие ему
явного успеха.
Одна из заслуг - введение в русскую литературу
детского фольклора. В 1910-1920-х годах писал много книг для детей, собирал
детские рисунки, вынашивал планы создания своей детской газеты.
В
1911г. Городецкий выступил в роли ученого-литературоведа и подготовил к печати
первое собрание сочинений И.С. Никитина, снабдив его обстоятельной вступительной
статьей и комментариями.
С 1912 года вместе с Гумилевым начинает,
выступая с докладами, активно прокламировать акмеизм, участвует в создании "Цеха
поэтов". Сборники "Ива" (1912), "Цветущий посох" (1914) отражают акмеистические
настроения.
В годы первой мировой войны оказался во власти
шовинистских настроений. Это отражает сборник "Четырнадцатый год" (1915).
Весной 1916г., поссорившись с Вяч. Ивановым и А. Блоком,
разочарованный в литературной деятельности, Городецкий едет корреспондентом
газеты "Русское слово" на Кавказский фронт. И здесь он осознает
несостоятельность своих недавних представлений о войне. Он пишет проникнутые
болью стихи (сборник "Ангел Армении" (1918)).
Февральскую революцию
встретил в Иране, работая в лагере для тифозных больных (воспоминания в романе
"Алый смерч" (1927)). Октябрьские события застали его в Тифлисе, где он читал
курс эстетики в Тифлисской консерватории, работал редактором журнала "Арс" и
организовал местный "Цех поэтов".
Осенью 1921 года переехал в
Москву, где работал в литературном отделе газеты "Известия" и вместе с Н.
Асеевым руководил литчастью Театра революции. В 20-е годы часто менял свою
литературную позицию, много печатался: повести "Памятник восстания", "Черная
шаль" (1921), книга "Серп", сборники "Миролом" (1923), "Из тьмы к свету" (1926),
"Грань" (1929), поэма "Красный Питер" (1928).
С начала 30-х стал
меньше писать, а большее переводил, создавал оперные либретто (именно им был
создан новый текст к опере Глинки "Иван Сусанин" (1937-1945)).