ЗЛАТОВРАТСКИЙ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1845–1911), русский писатель. Родился 14 (26)
декабря 1845 во Владимире в семье письмоводителя канцелярии, предводителя
дворянства – выходца из среды духовенства (дед Златовратского – дьякон
Николо-Златовратской церкви во Владимире). В 1864 окончил Владимирскую гимназию,
посещал землемеро-таксаторские классы. Участвовал в обмере земель во время
Крестянской реформы 1861, в проведении которой активное участие принимал его
отец, организатор общедоступной городской библиотеки (1859). Помогая отцу,
Златовратский приохотился к чтению, еще гимназистом познакомился с
произведениями В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.А.Некрасова,
М.Е.Салтыкова-Щедрина, с «Колоколом» А.И.Герцена, выпускал рукописный журнал
«Наши думы», сочинял стихи «и по Кольцову, и по Некрасову», «рассказы по
Тургеневу и Помяловскому», а «по Островскому целую драму из народного быта в
подражание его Грозе».
В 1864–1865 Златовратский учился на
историко-филологическом факультете Московского университета, в 1865–1866 – на
механическом отделении Петербургского технологического института, который
оставил из-за крайней нужды. В 1866 работал корректором в газете «Сын
отечества». В 1866–1884, дебютировав рассказом Чупринский мир, выступал в
журнале «Отечественные записки». Публиковал в «Искре», «Будильнике», «Неделе»,
«Русской мысли» основанные на жизненных наблюдениях очерки и рассказы, частично
составившие первый сборник Сатирические рассказы мещанина – золотого человека.
Кн. 1. Наши Палестины (1876, под псевд. Маленький Щедрин), представивший, в
манере знаменитого сатирика, образы рядового обывателя, довольствующегося серым
и, по возможности, сытым существованием человека «золотой середины». Также
описывал жизнь рабочих стекольных заводов (Рассказы заводского хлопца,
1868–1870), типографских рабочих, крестьян, пришедших в столицу на заработки
(проникнутый автобиографическими мотивами рассказ В артели (Из записок
петербургского пролетария), 1876), городских низов (Предводитель золотой роты,
1876).
В 1872 после тяжелой болезни Златовратский вернулся во
Владимир (с 1884 жил в Москве), работал над повестью Крестьяне-присяжные
(1874–1875), выявившей характерную для него поэтизацию общинной жизни и мужицкой
души, разрушаемых в пореформенной деревне, которую писатель живо, обстоятельно и
тенденциозно (хищная «правда» дельцов новой формации, «необузданных деспотов»,
противостояла идиллическим персонажам хранителей патриархальной «чистой,
любовной, мирной, устойчивой» старины) описал в романе Устои. История одной
деревни (1880–1882). Не лишенные справедливости упреки в идолопоклонстве перед
народом (в т.ч. со стороны В.Г.Короленко) не помешали широкому общественному
резонансу «народоведческих» произведений Златовратского – как беллетристических
(рассказы Авраам, 1878; Кабан. Рассказ моего знакомого, др. назв. Горе старого
Кабана, 1880; Деревенский Король Лир, особенно остро и драматично показывающие
процесс расслоения в деревне), так и публицистических (цикл очерков Деревенские
будни, 1879; Очерки деревенского настроения, Красный куст. Страница деревенских
будней, оба 1881), в которых писатель подчеркивал стремление крестьянства и в
«новых формах» сохранить «традиционные начала». Именно Златовратскому
принадлежит введение в русскую культуру образа-символа деревенского
эксплуататора и хама Колупаева и понятия «колупаевщины», «колупаевской
революции», ознаменованной как появлением «грубого, грязного, утробного кулака»
(что дало основание многим видным критикам, в т.ч. С.А.Венгерову,
Н.К.Михайловскому и Г.В.Плеханову, признать Златовратского объективным и
беспристрастным исследователем крестьянской жизни), так и пробуждением в
терпеливом русском мужике духа бунтарства. «Мирским заступникам» из среды
народников-семидесятников посвящена повесть Златовратского Золотые сердца (1877)
с ее главным героем – интеллигентом-подвижником доктором
Башкировым.
В 1879 Златовратский стал одним из организаторов и
редактором журнала «Русское богатство» (программная статья Народный вопрос в
нашем обществе и литературе, 1880, под псевд. Н. Оранский, где писатель
высказывает сомнения в способности общины противодействовать формированию
«класса сельской буржуазии... и пролетариата»). Увлечение идеями и стилем
народных рассказов Л.Н.Толстого (с которым он познакомился в 1883) отразились в
рассказах Златовратского Мои видения. Рассказ одного маленького человека (1885),
Как это было. Мой маленький дедушка и Фимушка (1890), Белый старичок (1892), в
которых действуют мужицкие правдоискатели, проповедующие «любовь да совет». При
этом отторжение толстовской философии «непротивления злу насилием», ноты
пессимизма, разочарования отчетливы в повестях о попытках интеллигента, искателя
положительного идеала, сблизиться с народом: Скиталец (1881–1884), Барская дочь,
Израильская жизнь (обе 1883), Безумец (1887) и др.
Глубокий интерес к
тяжкому повседневному существованию городских пролетариев как умственного
(Караваев и его жена, 1885), так и физического труда (Город рабочих, 1885;
Мечтатели, 1893), их сомнениям, надеждам и борьбе привел писателя-народника к
созданию образа рабочего-бунтаря, единственно способного осуществить идеалы
христианского социализма, воплотить «царство Божие на земле... во имя братства,
свободы и справедливости» (статья Три легенды, опубл. в 1913). С 1890-х годов
Златовратский активно выступал с публицистическими сочинениями в журналах «Семья
и школа», «Вестник воспитания», участвовал в создании «Настольного
энциклопедического словаря» братьев А.Н. и И.Н.Гранат. С 1900-х годов посещал
собрания «Сред» Н.Д.Телешова. В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 в
московской квартире писателя находился штаб одной из боевых дружин.
В 1909 Златовратский был избран почетным академиком по разряду
изящной словесности. Оставил воспоминания и автобиографические рассказы (Очерки
народной жизни. I. Лес, 1886; Как это было, 1890; Детские и школьные годы, 1908;
Свободный станок, В шестидесятых годах, оба 1910), литературные портреты
(А.И.Левитов, 1895; Тургенев, Салтыков, Гаршин, 1897; Из воспоминаний о
Н.А.Некрасове как поэте 60-х годов, 1903; Из воспоминаний о Н.А.Добролюбове,
1910, и др., объединенные в цикл Литературные воспоминания, 1985–1897), в
которых дал яркий образ не только бурной и противоречивой эпохи формирования
демократического сознания и просветительских поисков, но и самого себя,
интеллигента-труженика, совестливого, скромного, общительного и щедрого (в
Москве и в имении Апрелевка Московской губ., приобретенном на наследство от
тетки, он устраивал широкие литературные собрания, помогал литераторам из
крестьян и разночинцев).
Умер Златовратский в Москве 10 (23) декабря
1911.