Агния Львовна Барто
1906-1981
Одна из известнейших советских
детских поэтов. Автор большого количества детских стихотворений; кроме того,
писала прозу киносценарии, пьесы, поэмы, выступала как публицист и теоретик
детской литературы. Ее творчество, новаторское в 1920—30-е гг., "многословное и
конъюнктурное” (Е.О.Путклова) — в последующие десятилетия, всегда пользовалось
признанием не только читателей, но и властей: Б. — непременный делегат всех
писательских съездов, лауреат Сталинской(195О) и Ленинской (1972) премий,
участник советских делегаций на различных международных мероприятиях.
Родилась в Москве. Отец — ветеринарный врач Л.Волов. Стихи начала писать
еще в гимназии и продолжила в балетном училище. Во время выпускных торжеств Б.
читала свои стихи, на которые обратил внимание нарком просвещения
А.В.Лукачарский, вызвавший ее в Наркомпрос и посоветовавший писать веселые
детские стихи. В 1925 г. вышла первая книга Б., состоящая из двух стихотворений
— "Китайчонок Ван Ли” и "Мишка-воришка”. Определяющим в формировании молодой
поэтессы оказалось влияние В.В.Маяковского, Этим влиянием объясняется и
преимущественно сатирическая направленность ее произведений, и пристрастие к
стилистическим экспериментам: Б. резко меняет размер в пределах одного
стихотворения ("Ох, доска кончается, / Сейчас я упаду”), широко употребляет
неожиданные эффектные рифмы, порой граничащие с каламбуром ("мне
когда”—”некогда”; "Лида, мол”—”выдумал”). Эти поиски в области формы подчас
негативно воспринимались критикой, и поэтессе приходилось доказывать право на
подобные эксперименты в детской поэзии.
Барто никогда не увлекалась
небылицами, "перевертышами» широко представленными в детской поэзии 20—30-х гг.
В ее стихотворениях создаются сатирические и юмористические образы детей,
высмеиваются самые разнообразные недостатки. К.Чуковский писал ей, поздравляя с
50-летием, в 1956 Е: Даже когда Вы в своей книге высмеиваете какую-нибудь Соню
или Клаву, это воспринимается ими не как нудная нотация взрослых, а как
дразнилка своей же подружки «...» Вы разговариваете со своими Егорами, Катями,
Любочками не как педагог или моралист, а как уязвленный их
плохим
поведением товарищ”. Несколько известных стихотворений 20-х гг.
"Девочка-ревушка”, "Девочка - чумазая” и пр. написаны в соавторстве с первым
мужем, П.Н.Барто, который уже в 80-е гг. издал своеобразную детскую поэтическую
энциклопедию по орнитологии.
Второй муж Барто — А.В.Щегляев,
ученый-энергетик, доктор наук, академик. Плодотворным оказалось сотрудничество
Барто с С.Я.Маршаком, редактировавшим первые ее произведения. Маршак долго не
принимал сатиричность стихов Барто, упрекая их в излишней фльетонности”. Маршак
требовательно, подчас придирчиво критиковал произведения Барто. По свидетельству
самой Барто., она однажды предложила
Маршаку: «Давайте встретимся в
следующий раз только тогда, когда вы примете все мое стихотворение в целом, а не
отдельные куски или строчки». Маршак пришел к Барто в 1938 г.: стихотворением,
понравившимся ему был "Снегирь”.
Конец 20—30-х гг. — период расцвета
дарования Барто. В 1936 г. издан знаменитый цикл миниатюр "Игрушки” — по
сегодняшний день самое известное произведение Б. (Во время встречи с Барто
Ю.А.Гагарин подарил ей свою фотографию, на обороте которой записал строчку
"Уронили мишку на пол”). Совместно с Р.Зеленой Барто написала сценарий
фильма "Подкидыш” (1940) и пьесу "Дима и Вава” (1940).
Во время
войны Барто некоторое время работает корреспондентом на Западном фронте, затем
уезжает в эвакуацию в Свердловск, где встречается с П.П.Бажовым; по его совету,
чтобы лучше понять психологию рабочего, освоила токарное дело и получила второй
разряд.
В послевоенные годы Барто. продолжает работать с прежней
интенсивностью (всего она издала около 150 книг для детей). В целом позднее
творчество Барто менее интересно, чем произведения 20—30-х гг.; новаторский
характер ее поэзии постепенно утрачивается. В выступлении на 4-м Съезде
советских писателей Барто предостерегает молодых поэтов от "мелкотемья” и
опасности "сбиться на боковую тропинку только словесных поисков”. В то же время
тематический спектр произведений
самой Барто заметно трансформируется:
она реже пишет чисто пропагандистские стихотворения (такие произведения, как
правило, крайне слабые, были нередким явлением в ее раннем творчестве): идя
навстречу требованиям времени, в. уделяет больше внимания изображению
внутреннего мира ребенка — так возникает цикл "я расту”
(1968), в
котором прослеживается процесс взросления. В 1970 г. Барто, издает сборник "За
цветами в зимний лес” (Ленинская премия 1972 г), состоящий преимущественно из
лирических стихотворений. Целый ряд произведений Барто 1970-х гг. адресован
подросткам. Подростковый возраст традиционно считался "непоэтическим”, и Барто в
своих теоретических работах доказывала обратное, опираясь, впрочем, не на
отвлеченные рассуждения, а на собственный поэтический опыт.
Важное место
в послевоенной деятельности Барто. занимает проект "Найти человека”. В 1947 г.
Барто опубликовала поэму "Звенигород”, идиллически изображающую жизнь детей в
детском доме. По свидетельству поэтессы, именно издание этой поэмы послужило
толчком к началу работы по воссоединению семей, разлученных во время войны.
Зачастую люди, потерявшие свои семьи, сохранили отрывочные, случайные
воспоминания о своем детстве. Попытка использовать мелочи, детали, которые
сохранила человеческая память, для поисков пропавших родных легла в основу
радиопередачи "Найти человека” (1964—1973 гг.; в 1968 г. Барто опубликовала
повесть с тем же названием). Всего за время существования радиопередачи,
бессменным ведущим которой была Барто, удалось воссоединить 927 семей.
Значительный интерес представляет сборник "Переводы с детского” (1976),
выход которого был приурочен к софийскому форуму писателей, посвященному роли
художников слова в практическом осуществлении Хельсинкских соглашений. В этом
сборнике собраны вольные переводы стихотворений, написанных детьми из разных
стран: основная цель сборника — провозглашение гуманистических ценностей, важных
для детей всего мира.
В 1976 г. Барто выпустила книгу "Записки детского
поэта”, обобщающую многолетний творческий опыт поэтессы. Формулируя свое
поэтическое кредо, Барто говорит о "современности, гражданственности и
мастерстве”, как о "трех китах”, на которых должна стоять детская литература.
Требование общественно значимой тематики для детской поэзии сочетается с
характерным для 1970-х гг. протестом против излишне ранней социализации ребенка,
приводящей к тому, что ребенок утрачивает свою "детскость”, теряет способность к
эмоциональному восприятию мира (глава "В защиту деда Мороза”).
Творческое наследие Барто многообразно — от пропагандистских
стихотворений, написанных к какому-либо советскому празднику, до проникновенных
лирических зарисовок. Часто произведения Барто откровенно дидактичны: известно
ее пристрастие к афористически выраженной морали, венчающей стихотворение: "Но,
следуя за модой,//Себя не изуродуй”; "А если плата вам нужна,//Тогда поступку
грош цена”; "Помни истину простую: / /Если девочки дружны. / /‚Пять девчонок про
шестую’ // Так судачить не должны” и пр. Во многих произведениях Барто детская
психология изображена тонко и с мягким юмором. Таково стихотворение "Снегирь”
(1938), герой которого, потрясенный красотой снегиря и старающийся стать
"хорошим”, чтобы родители согласились купить ему птицу мучительно переживает эту
необходимость ("И ответил я с тоской:!! — Я теперь всегда такой”). Став
счастливым обладателем снегиря, герой с облегчением вздыхает: "Значит, снова
можно драться. //Завтра утром во дворе”. В стихотворении "Я выросла” (1944)
девочка, ставшая школьницей и утверждающая свою "взрослость”, все же сохраняет
трогательную привязанность к старым игрушкам. Все творчество Барто проникнуто
убеждением в праве детства — как особого мира — на определенную независимость от
мира взрослых. Поэзия Барто, всегда напрямую откликавшаяся на требования
времени, неравноценна: отражая противоречия эпохи, она содержит и слабые,
конъюнктурные произведения, и подлинные шедевры. Сохраняющие свое очарование по
сей день.