Александр Дюма-сын (27 июля 1824 — 27 ноября 1895) — сын Александра Дюма,
знаменитый французский драматург, член Французской академии (с 1874)
Мать его была простая парижская работница, от которой Дюма унаследовал
любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую его от
чисто богемной натуры отца. Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой
Jenny, Дюма-отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание. С 18-ти лет
он начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился его
первый стихотворный сборник, «Péchés de jeunesse» («Грехи
юности»); за ним последовал ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти
отразилось влияние отца («Aventures de quatre femmes et d’un perroquet»
(«Приключения четырёх женщин и попугая»), «Le Docteur Servans» («Доктор
Серван»), «Cesarine», «Le Roman d’une femme», «Trois hommes forts» etc.), a
потом и более оригинальные романы и повести: «Diane de Lys», «Un paquet de
lettres», «La dame aux perles», «Un cas de rupture» и др.
Талант Дюма
сказался в полном объёме только тогда, когда он перешёл к психологическим
драмам. В них он затрагивал наболевшие вопросы общественной и семейной жизни и
решал их по-своему, со смелостью и талантом, делавшими из каждой его пьесы
общественное событие. Серию этих блестящих драм «à thèse»
(«идейных», «тенденциозных» пьес) открыла «La Dame aux Camélias»
(написанная первоначально в виде романа), представленная впервые на сцене в 1852
году после упорной борьбы автора с цензурой, не допускавшей представления пьесы
как слишком безнравственной.
В «Даме с камелиями» Дюма выступил
защитником «погибших, но милых созданий» и сделал из своей героини, Маргариты
Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше
осуждающего её света. Прототипом Маргариты послужила Мари
Дюплесси.
На сюжет «Дамы с камелиями» создана опера Джузеппе Верди
«Травиата».
За первой драмой последовали: «Diane de Lys» (1851),
«Demi-Monde» (1855), «Question d’argent» (1857), «Fils Naturel» (1858),
«Père Prodigue» (1859), «Ami des femmes» (1864), «Les Idées de
m-me Aubray» (1867), «Princesse Georges» (1871), «La femme de Claude» (1873),
«Monsieur Alphonse» (1873), «L’Etrangère» (1876). Во многих из этих
пьес Дюма — не просто бытописатель и психолог, исследующий явления душевной
жизни своих героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и
устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто практическими
вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении незаконнорожденных
детей, о необходимости развода, о свободном браке, о святости семьи, о роли
денег в современных общественных отношениях и т. д. Своей блестящей защитой того
или другого принципа Дюма несомненно придает большой интерес своим пьесам; но
предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредит иногда
эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее, серьёзными
художественными произведениями благодаря неподдельной искренности автора и
некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным фигурам — Маргариты Готье,
Marceline Delaunay и др. Издав собрание своих драм (1868—1879) с предисловиями,
ярко подчеркивающими их основные мысли, Дюма продолжал писать для сцены. Из его
поздних пьес наиболее известны: «Princesse de Bagdad» (1881), «Denise» (1885),
«Francillon» (1887); кроме того, он написал «Comtesse Romani» в сотрудничестве с
Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin), «Les Danicheff» — с П. Корвином
(подписана Р. Nevsky).
Задетые им в драмах социальные вопросы Дюма
разрабатывал также в романах («Affaire Clmenceau») и полемических брошюрах. Из
последних особенно известны «L’homme-femmine», «La Question du divorce»,
«Recherche de la paternit» и др.