Михаил Матвеевич Херасков стоял во главе группы литераторов, считавших себя
учениками Сумарокова и объединившихся вокруг Московского университета и журнала
«Полезное увеселение», издававшегося при университете под руководством Хераскова
с января 1760 по июнь 1762 г.
Поэт, прозаик, Михаил Херасков родился
25 октября (6 ноября) 1733 году в Переяславле на Полтавщине. Он принадлежал к
знатному аристократическому роду. Сын румынского боярина, переселившегося вместе
с Дмитрием Кантемиром в Россию, М. Херасков воспитывался в доме своего отчима
(отец Хераскова умер, когда мальчику было два года), образованнейшего человека
князя Никиты Трубецкого, который был связан с Кантемиром, Ломоносовым и
Сумароковым. Михаил, как и Александр Сумароков, учился в Шляхетном корпусе в
Петербурге, который окончил в 1751 году. Его ожидала блестящая карьера. Однако
Херасков предпочел связать свою жизнь и деятельность с Московским
университетом.
В 1775 г. он поступает в штат университета, где
работает до своей отставки (1802) в качестве заведующего библиотекой,
типографией, издательством университета, а затем становится директором
университета и его куратором (попечителем). Выбор Хераскова был обусловлен его
стремлением служить просвещению России. И он преуспел в этом, добившись в 1767
г. преподавания в университете на русском языке, способствуя развитию культурных
учреждений университета.
Литературные интересы появились у Хераскова
еще во время учебы в корпусе, где он начал писать стихи. С 1760 г. под
руководством Хераскова издается первый литературный журнал «Полезное
увеселение», издание еженедельное на протяжении двух лет, остальные полгода —
ежемесячное, участники которого, как писал Херасков, стремились «к защищению
добродетелей, обличению пороков, увеселению общества». Ставя целью обличать
пороки, журнал занимал особую позицию по сравнению с «Трудолюбивой пчелой», ему
была чужда социальная острота сатиры Сумарокова.
Участники журнала
«Полезное увеселение» стояли на умеренно-либеральных позициях и были способны
только на пассивную оппозицию самодержавному произволу и порядкам
дворянско-бюрократической государственности. Исправлять нравы, «пороками
ругаться» — эта задача чужда Хераскову и его группе. Если Сумароков верил в силу
разума, способного улучшить существующий порядок вещей и научить царей, как
править государством, а дворян — выполнять свой гражданский долг, то Херасков не
надеется на разум и противопоставляет ему путь пассивного нравственного
самоусовершенствования каждой личности, путь отхода от участия в общественной
жизни. В стихотворении «К Евтерпе» Херасков вопрошает:
Позволь,
Евтерпа, мне еще сказать яснея,
Что я сказать хочу:
Но люди
будут ли при сих словах умнея?
Ты скажешь: «Никогда»,— я лучше
замолчу.
Разочарование в разуме, в способности с помощью разума
добиться успеха в жизни звучит и в его стихотворении «О разуме»:
На
что полезен разум,
Когда поклоны низки,
Когда глубоки иски
Людей приводят к счастью?
На что потребен разум?
Не
надобен, я чаю.
Пассивная политическая позиция Хераскова, его отход
от гражданского рационализма были вызваны разочарованием в прогрессивной
дворянской государственности. В период формирования в России новых
капиталистических отношений, в период усиления меркантильных интересов у
правящих дворянских кругов, роста социальных противоречий и явного преобладания
реакционных тенденций в политике дворянского государства Херасков, не веря в
разумную социальную гармонию, предпочитает уклониться от активной социальной
борьбы, уйти в мир нравственно-философских раздумий. Разочарование «в идеалах
прогрессивной дворянской государственности, отказ от служения обществу на основе
разума и гражданского долга и увлечение религиозно-этическими исканиями, бегство
от умственной абстракции эмоциональной рефлексии и от суетной столичной жизни в
сельское уединение» — это новое миросозерцание Хераскова отразилось прежде всего
на его поэзии («Новые оды», изданные 1762 г., и «Философические оды и песни»,
изданные в 1769 г.) и на литературной позиции руководимого им журнала «Полезно
увеселение».
В журнале сотрудничало около 30 литераторов. Среди них и
те, кто не связан с университетом. Группировавшиеся вокруг «Полезного
увеселения» писатели пропагандировали на страницах журнала искусство независимых
дворян, приверженность к изящной словесности. Основное место в журнале
отводилось стихам. Кроме стихов, из которых иногда состоял целый номер журнала,
печатались беллетристические произведения на нравственно-этические темы,
философические анекдоты, нравоучительные статьи. В многочисленных любовных
элегиях, посланиях, идиллиях, анакреонтических и философских одах они
предпочитали обличению пороков воспевание добродетели, отрицание морального зла,
прославление сладостной жизни на лоне природы, которую они противопоставляли
житейской суете, погоне за богатством, карьерой. Мотивы социального неравенства
переводились в морально-этический план, они предлагали каждому находить покой и
счастье в обращении к собственному внутреннему миру. Наиболее полное выражение
эти темы и мотивы нашли в ранней поэзии Хераскова, для которого основное
значение имела нравоучительная «философическая» поэзия. В этой лирике
нравоучительные, моральные сентенции находили эмоциональное выражение, что
способствовало созданию определенного настроения, а сухая морализация
воспринималась как лирическое размышление. Часто звучит в стихотворениях
Хераскова и поэтов, печатавшихся в «Полезном увеселении», мотив быстротечности
жизни, бренности всего земного.
Все тщета в подлунном мире,
Исключенья смертным нет,
В лаврах, рубище, порфире,
Всем
должно оставить свет, —
писал Херасков в стихотворении
«Прошедшее».
Мотивы эти — предтеча поэзии Державина и
поэтов-сентименталистов. В лирике Хераскова идеализируется патриархальная жизнь
людей, не знающих цивилизации, которая несет с собой развращающее зло. В этом
смысле характерна его элегия «На человеческую жизнь», напечатанная в «Полезном
увеселении». В ней поэт, выражая неудовлетворенность современной русской жизнью,
восхваляет жизнь предков, которые «счастливо век вели, лукавства не имев / И без
стенания они на свете жили».
В стихах Хераскова звучит мотив ухода от
общества, от городской шумной жизни на лоно природы, в мир спокойствия и тишины.
В стихотворении, которое так и называется «Тишина», поэт рисует идиллическую
картину подобной жизни, причем, как это свойственно и поэтам его школы,
идеализация сельской жизни оборачивается идиллическими картинами жизни
крестьян.
Для Хераскова бедняки счастливее своих господ, ибо «сребро
и пышные чертоги спокойства сердцу не дают».
Херасков резко осуждает
погоню за чинами и деньгами. Его идеал — образованный дворянин, посвятивший себя
высоким материям: науке, культуре, моральному самоусовершенствованию. И мотивами
своей поэзии, и легкой плавностью изящного стиха Херасков предваряет
сентиментальные стихи и «новый слог» Карамзина. Такие стихи, как:
Мне
тихое вздыханье
Стенящих горлиц мило;
Мне тихие потоки,
Мне рощи, мне долины
Приятней лирна гласа —
ничем не
отличаются от типично сентиментальных стихов.
Создавая трагедии по
всем правилам поэтики классицизма («Борислав» — политическая трагедия,
«Пламена»), Херасков явился зачинателем сентиментализма и в драматургии. В
«Венецианской монахине», написанной в 1758 г., Херасков разрешает этическую
проблему иначе, чем этого требовала трагедия классицизма. Образом Занеты он
доказывает право человека на счастье и любовь вопреки чувству долга, в данном
случае монашескому обету.
В 1774 г. он пишет пьесу «Друг нещастных» —
«слезную драму», в которой действуют несчастные, но добродетельные бедняки,
вызывающие сочувствие и помощь благородных дворян. В духе новых настроений
Хераскова один из героев драмы, дворянин Пречест, обращается к бедной девушке
Милане, на которой он хочет жениться, со словами: «Позвольте мне, скрывшись
между вами от света, вкушать жизнь благополучную». К «слезным драмам» относится
и его пьеса «Гонимые».
В творческой практике М. М. Хераскова
сказалась внутренняя противоречивость, вызванная стремлением примирить
традиционные каноны классицизма с новыми литературными веяниями, которые прежде
всего проявились в преодолении абстрактности в создании образов, в стремлении к
раскрытию внутреннего мира человека, его психологического состояния с помощью
новых образных и стилистических средств. Начавшаяся с 1753 г. литературная
деятельность Хераскова была весьма многообразной и плодовитой. Он пишет
стихотворные, драматургические произведения, разрабатывает жанр эпической поэмы,
пишет политико-нравоучительные романы, таков, в частности, роман, изданный им в
1768 г., «Нума Помпилий», в котором Херасков выступает сторонником просвещенной
монархии.
Героическая эпопея «Россияда»
Однако в историю русской литературы Михаил Матвеевич вошел прежде
всего как создатель героической эпопеи «Россияда» (1779). Творец бессмертной
«Россияды» — так называл Хераскова Державин. Героическая эпопея была самым
важным и почетным жанром классицизма. Попытки создать героическую эпопею до
Хераскова («Петрида» Кантемира, «Петр Великий» Ломоносова, «Дмитрияда»
Сумарокова) не увенчались успехом. Создание «Россияды», в которой Херасков
выступает как наиболее последовательный ученик Сумарокова, свидетельствует о
том, что классицизм продолжает оставаться ведущим литературным направлением.
Херасков работал над «Россиядой» восемь лет, используя опыт создания европейской
героической эпопеи («Илиады» Гомера, «Энеиды» Вергилия, «Освобожденного
Иерусалима» Тассо, «Генриады» Вольтера и др.).
Поэтика классицизма
предусматривала при создании поэмы важность исторического сюжета, включение
элемента чудесного: видений, предсказаний, аллегорий, высокий слог должен был
соответствовать героико-патриотическому содержанию, и все обширное повествование
излагалось размеренным шестистопным ямбом, долженствующим передать
торжественность и величие происходящего.
Обширная поэма, состоящая из
12 песен, «Россияда» посвящена знаменательному событию русской истории — взятию
Грозным Казани, которое Херасков расценивал как заключительный этап в борьбе
Руси с татаро-монгольским игом. В «Историческом предисловии» к «Россияде» он
писал, что взятие Казани означало переход страны «из слабости в силу, из
уничижения в славу, из порабощения в господство». В работе над своей обширной
поэмой Херасков использовал летописные источники, «Повесть о Казанском царстве»,
исторические песни и легенды.
Главная идея «Россияды» — торжество
героики русских воинов, победа России над варварством, православной веры над
магометанской. Своей поэмой автор преследует воспитательно-патриотическую цель:
вдохновить современников подвигами предков и научить их подлинному патриотизму.
Херасков не стремится к исторической правдивости, документальности в поэме, да
это и возбранялось требованиями поэтики классицизма. Многое переосмыслено,
творчески переработано, украшено фантастикой, почерпнутой и из книжных
источников, и из фольклора, когда рядом с мифологическими образами Марса, Эрота,
Киприды действуют Змей Тугарин, Идолище Поганое. В духе идей дворянского
либерализма Херасков рассматривает взаимоотношения Грозного — идеального монарха
и бояр. «Вельможи и цари отечеству ограда», — говорит в поэме Грозный. Царь
храбр, великодушен, делится с ближним последним глотком воды, он угоден богу и
действует по внушению свыше. В единстве Грозного и бояр сказывается утопичность
политических идеалов Хераскова. Большинство бояр, приближенных царя, воинов и
советников доблестны и храбры, они верные патриоты, которые держат себя с царем
смело и независимо. В духе просветительской идеологии Херасков дает уроки царю.
Введением небесного посла (тень князя Тверского) царю указывается на его долг
перед отечеством. Херасков напоминает царю: «Не царь порфирою, порфира им
почтенна».
Несмотря на историческую основу сюжета, «Россияда»
обращена к современности. Написанная в период русско-турецкой войны и
законченная незадолго до присоединения Крыма к России, поэма содержит похвалы в
адрес Екатерины, которая заставит трепетать «восточную луну» и даст народам
«божественны» законы. Поэма посвящена Екатерине II —все это делает весьма
ограниченным либерализм Хераскова. Отвечая требованиям классицизма, Херасков
наполняет свою поэму множеством аллегорий, олицетворений (так, олицетворяются
различные страсти и пороки: злоба, корыстолюбие, безбожие и т. д.),
фантастических образов, видений. В ней много отступлений, длинных описаний, что
необычайно замедляет развитие сюжета. На эту растянутость, тяжеловесность поэмы
указывали Вяземский, Батюшков, признавая в то же время определенные заслуги
Хераскова в создании эпопеи. Вместе с тем в этой героической эпопее есть и ряд
отступлений, нарушающих чистоту жанра и свидетельствующих о новых тенденциях в
литературе. Таковы сюжетная линия татарской царицы Сумбеки, связанный с ней
любовный элемент, таково обращение к фольклору.
Хотя «Россияда» была
далека от подлинного историзма, она сыграла видную роль в литературе XVIII в. в
силу своего гражданско-патриотического содержания. Недаром Херасков назвал свою
поэму «Россияда». В основе эпопеи — национальный сюжет, она рассказывает не
только о делах и взаимоотношениях царя и бояр, но и обо всей России, о
героическом русском народе.
Предпосылкой к созданию «Россияды»
явилась работа Хераскова над поэмой «Чесмесский бой» (1771), посвященной победе
русского флота в Чесмессхой бухте в период войны с Турцией (1770). Однако эта
поэма, в которой Херасков прямо заявляет: «россиян петь хочу», рассказывающая о
русских воинах, бесстрашных в бою и вместе с тем великодушных к побежденным,
отличалась документальностью. Она была написана «по точным известиям» и в силу
этого не могла полностью отвечать законам эпической поэмы, требующей элементов
«чудесного».
В духе «Россияды» написана и более поздняя поэма
Хераскова «Владимир» (1785), но она менее художественна и проникнута мистическим
духом. «Россияда» была последним значительным произведением и в творчестве
Хераскова, и в поэзии русского классицизма.
Характерные для
творчества Хераскова моралистические тенденции и вера в то, что в результате
нравственного усовершенствования каждой личности возможно достигнуть блага на
земле, были достаточно консервативны, но даже пассивная оппозиция
самодержавно-бюрократической политике правительства придавала независимый
характер его личности и творческой деятельности. Херасков проявлял неустанную
заботу о развитии просвещения, помогая молодым литераторам, в частности
Богдановичу, найти свое место в литературе.
Литературный салон
Хераскова и его жены Елизаветы Васильевны, писавшей стихи, был очень популярен
среди литераторов. Усилившиеся после пугачевского восстания
религиозно-нравственные тенденции в творчестве Хераскова закономерно привели его
к сближению с масонами, в которых он увидел силу, способную противостоять
растущему «безверию». Это нашло отражение и в последних романах Хераскова «Кадм
и Гармония» (1786) и «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794), в которых писатель
выражает масонские взгляды и неприязнь к «дерзновенным вольнодумцам». Романы эти
не отличаются художественностью, но знаменуют отход от рационалистической прозы
классицизма к чувствительности, свойственной новому литературному стилю —
сентиментализму.
Михаил Матвеевич Херасков умер 27 сентября (9
октября) 1807 г. в возрасте 74 лет.