ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (Dante Alighieri) (1265–1321), итальянский поэт. Родился в
середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного
достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских
императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии
позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве
стихосложения. Представление о юности поэта дает его автобиографическая повесть
в стихах и прозе Новая жизнь (La vita nuova, 1293), рассказывающая о любви Данте
к Беатриче (считается, что это была Биче, дочь Фолько Портинари) с момента
первой встречи, когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в
июне 1290. Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как
появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию
куртуазной любви к женщине, примиряя ее с христианской любовью к Богу. После
смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько
аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы». За годы научных занятий
значительно расширился и его литературный кругозор. Решающую роль в судьбе и
дальнейшем творчестве Данте сыграло изгнание поэта из родной Флоренции.
В то время власть во Флоренции принадлежала партии гвельфов, раздираемой
внутрипартийной борьбой между белыми гвельфами (выступавшими за независимость
Флоренции от папы) и черными гвельфами (сторонниками папской власти). Симпатии
Данте были на стороне белых гвельфов. В 1295–1296 он несколько раз призывался на
государственную службу, включая участие в Совете Ста. В 1300 он в качестве посла
ездил в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией
против папы Бонифация VIII и в том же году был избран членом правительствующего
совета приоров – эту должность он занимал с 15 июня по 15 августа. С апреля по
сентябрь 1301 он вновь входил в Совет Ста. Осенью того же года Данте вошел в
состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением на
Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301, с приходом Карла
власть в городе перешла к черным гвельфам, а белые гвельфы подверглись
репрессиям. В январе 1302 Данте узнал, что заочно приговорен к изгнанию по
сфабрикованному обвинению во взяточничестве, должностных преступлениях и
сопротивлении папе и Карлу Валуа, и уже не вернулся во Флоренцию.
В 1310
император Генрих VII вторгся в Италию с «миротворческой» целью. На это событие
Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино, откликнулся пылким
письмом К правителям и народам Италии, призывая поддержать Генриха. В другом
письме, озаглавленном Флорентиец Данте Алигьери, несправедливо изгнанный,
негоднейшим флорентийцам, оставшимся в городе, он осудил сопротивление,
оказанное Флоренцией императору. Вероятно, в это же время он написал трактат О
монархии (De monarchia, 1312–1313). Однако в августе 1313, после неудачной
трехлетней кампании, Генрих VII внезапно скончался в Буонконвенто. В 1314 после
смерти папы Климента V во Франции Данте выступил еще с одним письмом,
адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе Карпентра, в котором
призывал их избрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Рим.
На некоторое время Данте нашел убежище у правителя Вероны Кан Гранде
делла Скала, которому посвятил заключительную часть Божественной Комедии – Рай.
Последние годы жизни поэт провел под покровительством Гвидо да Полента в
Равенне, где скончался в сентябре 1321, завершив незадолго до смерти
Божественную Комедию.
Лишь часть ранних стихотворений Данте вошла в
Новую жизнь. Помимо них он написал несколько аллегорических канцон, которые,
вероятно, намеревался включить в Пир, а также множество лирических
стихотворений. Впоследствии все эти стихотворения были изданы под заглавием
Стихи (Rime), или Канцоньере (Canzoniere), хотя сам Данте не составлял такого
сборника. Сюда же следует отнести шутливо-бранные сонеты (тенцоны), которыми
Данте обменивался со своим другом Форезе Донати.
По утверждению самого
Данте, трактат Пир (Il convivio, 1304–1307) он написал, чтобы заявить о себе как
о поэте, перешедшем от воспевания куртуазной любви к философской тематике.
Предполагалось, что в Пир войдут четырнадцать поэм (канцон), каждая из которых
будет снабжена обширной глоссой, толкующей ее аллегорическое и философское
значение. Однако, написав толкования к трем канцонам, Данте оставил работу над
трактатом. В первой книге Пира, служащей прологом, он горячо отстаивает право
итальянского языка быть языком литературы. Трактат на латинском языке О народном
красноречии (De vulgari eloquentia, 1304–1307) тоже не был закончен: Данте
написал лишь первую книгу и часть второй. В нем Данте говорит об итальянском
языке как средстве поэтического выражения, излагает свою теорию языка и выражает
надежду на создание в Италии нового литературного языка, который встал бы над
диалектальными различиями и был бы достоин называться великой поэзией.
В
трех книгах тщательно обоснованного исследования О монархии (De monarchia,
1312–1313) Данте стремится доказать истинность следующих утверждений: 1) лишь
под властью вселенского монарха человечество может придти к мирному
существованию и исполнить свое предназначение; 2) Господь избрал римский народ,
чтобы тот правил миром (следовательно, этим монархом должен быть император
Священной Римской империи); 3) император и папа получают власть непосредственно
от Бога (следовательно, первый не подчинен второму). Эти взгляды высказывались и
до Данте, но он привнес в них пылкость убеждения. Церковь немедленно осудила
трактат и, согласно Боккаччо, приговорила книгу к сожжению.
В последние
два года жизни Данте написал латинским гекзаметром две эклоги. Это был ответ
профессору поэзии Болонского университета Джованни дель Вирджилио, который
убеждал его писать на латыни и приехать в Болонью для увенчания лавровым венком.
Исследование Вопрос о воде и земле (Questio de aqua et terra), посвященное
вызывавшему множество споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности
Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне. Из писем Данте подлинными
признаются одиннадцать, все на латыни (некоторые упоминались).
Считается, что Данте принялся за Божественную Комедию около 1307,
прервав работу над трактатами Пир (Il convivio, 1304–1307) и О народном
красноречии (De vulgari eloquentia, 1304–1307). В этом произведении он хотел
представить двойное вдение общественно-политического устройства: с одной
стороны, как божественно предустановленного, с другой – как достигшего
невиданного разложения в современном ему обществе («нынешний мир сбился с пути»
– Чистилище, ХVI, 82). Основной темой Божественной Комедии можно назвать
справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению,
отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека.
Свою поэму Данте
назвал Комедией, поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай
и созерцание Божественной сущности), и, кроме того, написана простым стилем (в
отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на
народном языке, «каким говорят женщины». Эпитет Божественная в заглавии придуман
не Данте, впервые он появился в издании, вышедшем в 1555 в Венеции.
Поэма состоит из ста песней приблизительно одинаковой длины (130–150
строк) и делится на три кантики – Ад, Чистилище и Рай, по тридцать три песни в
каждой; первая песнь Ада служит прологом ко всей поэме. Размер Божественной
Комедии – одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте,
вкладывавшим в нее глубокий смысл. Божественная Комедия – непревзойденный пример
искусства как подражания, за образец Данте берет все сущее, как материальное,
так и духовное, сотворенное триединым Богом, наложившим на все отпечаток своей
троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная
симметричность ее строения коренится в подражании мере и порядку, которые
Господь придал всем вещам.
В письме к Кан Гранде Данте объясняет, что
его поэма многозначна, это аллегория наподобие Библии. Действительно, поэма
имеет сложную аллегорическую структуру, и хотя повествование почти всегда может
держаться на одном лишь буквальном смысле, это далеко не единственный уровень
восприятия. Автор поэмы представлен в ней как человек, удостоившийся особой
Божьей милости – совершить путешествие к Господу через три царства загробного
мира, Ад, Чистилище и Рай. Это путешествие представлено в поэме как реальное,
совершенное Данте во плоти и наяву, а не во сне или видении. В загробном мире
поэт видит разнообразные состояния душ после смерти, в соответствии с
воздаянием, определенным Господом.
Грехи, за которые карают в Аду,
делятся на три основные категории: распущенность, насилие и ложь; это три
греховные наклонности, проистекающие из греха Адама. Этические принципы, на
которых построен Дантов Ад, как и в целом его видение мира и человека,
представляют собой сплав христианской теологии и языческой этики на основе Этики
Аристотеля. Взгляды Данте не оригинальны, они были распространены в эпоху, когда
основные труды Аристотеля были вновь открыты и усердно изучались.
Пройдя
через девять кругов Ада и центр Земли, Данте и его проводник Вергилий выходят на
поверхность у подножия горы Чистилища, расположенной в южном полушарии, на
противоположном от Иерусалима крае Земли. Схождение в Ад заняло у них ровно
столько же времени, сколько прошло между положением Христа в гробницу и его
воскресением, и начальные песни Чистилища изобилуют указаниями на то, каким
образом действие поэмы перекликается с подвигом Христа, – еще один пример
подражания у Данте, теперь в привычной форме imitatio Christi.
Восходя
на гору Чистилища, где на семи уступах искупаются семь смертных грехов, Данте
очищается сам и, достигнув вершины, оказывается в земном Раю. Таким образом,
восхождение на гору – это «возвращение в Эдем», обретение утерянного Рая. С
этого момента проводником Данте становится Беатриче. Ее появление является
кульминацией всего путешествия, более того, поэт проводит подчеркнутую аналогию
между приходом Беатриче и пришествием Христа – в истории, в душе и в конце
времен. Здесь подражание христианской концепции истории как линейного
поступательного движения, центр которого образует пришествие Христа.
С
Беатриче Данте поднимается сквозь девять концентрических небесных сфер (согласно
устройству неба в птолемеево-аристотелевской космологии), где обитают души
праведных, к десятой – Эмпирею, обители Господа. Там Беатриче сменяет св.
Бернард Клервоский, который показывает поэту святых и ангелов, вкушающих высшее
блаженство: непосредственное созерцание Господа, утоляющее все желания.
Несмотря на такое разнообразие посмертных судеб, можно выделить один
принцип, действующий на протяжении всей поэмы: воздаяние соответствует природе
греха или добродетели, присущих человеку при жизни. Особенно четко это
прослеживается в Аду (зачинщики раздора и схизматики рассечены там надвое). В
Чистилище очищение души подчиняется несколько иному, «исправляющему» принципу
(глаза завистников накрепко зашиты). В Раю души праведных появляются сначала на
том небе, или небесной сфере, которое лучше символизирует степень и природу их
заслуг (души воителей обитают на Марсе).
В структуре Божественной
Комедии можно выделить два измерения: загробная жизнь как таковая и путешествие
по ней Данте, обогащающее поэму новым глубинным смыслом и несущее основную
аллегорическую нагрузку. Теология в дни Данте, как и раньше, считала, что
мистическое путешествие к Богу возможно и при жизни человека, если Господь по
милости своей подарит ему эту возможность. Данте строит свое путешествие по
загробному миру так, чтобы оно символически отражало «путешествие» души в мире
земном. При этом он следует образцам, уже выработанным в современной ему
теологии. В частности, считалось, что на пути к Богу разум проходит три стадии,
ведомый тремя различными видами света: Светом Естественного Разума, Светом
Милости и Светом Славы. Именно эту роль играют в Божественной Комедии три
проводника Данте.
Христианская концепция времени заложена не только в
центре поэмы : все ее действие вплоть до появления Беатриче призвано отразить
то, что Данте понимал как путь искупления, предначертанный Господом для
человечества после грехопадения. Это же понимание истории встречалось у Данте в
трактате О монархии и высказывалось христианскими историками и поэтами
(например, Орсисием и Пруденцием) еще за тысячу лет до Данте. Согласно этой
концепции, Господь избрал римский народ для того, чтобы тот вел человечество к
справедливости, в чем он и достиг совершенства при императоре Августе. Именно в
это время, когда на всей земле, впервые после грехопадения, царили мир и
справедливость, Господь пожелал вочеловечить и послать к людям своего
возлюбленного сына. С появлением Христа, таким образом, завершается движение
человечества к справедливости. Нетрудно проследить аллегорическое отражение этой
концепции в Божественной Комедии. Как римляне при Августе вели род людской к
справедливости, так Вергилий на вершине горы Чистилища приводит Данте к
обретению внутреннего чувства справедливости и, прощаясь, обращается к поэту,
как к императору на коронации: «Я над самим тобою тебя венчаю митрой и венцом».
Теперь, когда в душе Данте, как некогда в мире, воцарилась справедливость,
появляется Беатриче, и ее приход является отражением пришествия Христа, как оно
было, есть и будет. Так путь, пройденный душой индивидума, достигающей
справедливости, а затем – очищающей благодати, символически повторяет путь
искупления, пройденный человечеством в ходе истории. Эта аллегория Божественной
Комедии совершенно очевидно рассчитана на читателя-христианина, которого
заинтересует как описание загробной жизни, так и путешествие Данте к Богу. Но
изображение земной жизни у Данте не становится от этого призрачным и бесплотным.
В поэме дана целая галерея живых и ярких портретов, а чувство значимости земной
жизни, единства «того» и «этого» мира выражено в ней твердо и недвусмысленно.