ЗАХОДЕР БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (1918-2000), русский советский писатель, переводчик.
Родился 9 сентября 1918 в г.Когуле (Молдавия). Детские годы провел в Москве, где
после окончания школы (1935) учился в Московском авиационном институте, затем на
биологических факультетах Московского и Казанского университетов и в 1938-1947 —
в Литературном институте им. А.М.Горького. Как сотрудник армейской печати
участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной
войнах.
Первое стихотворение для детей Морской бой опубликовал под
псевдонимом Борис Вест в 1947 в журнале "Затейник". Регулярно печатался в
журнале "Мурзилка", газете "Пионерская правда", выпустил сборники стихов На
задней парте (1955), Мартышкино завтра (1956), Никто и другие (1958), Кто на
кого похож (1960), Товарищам детям (1966), Школа для птенцов (1970), Считалия
(1979), Моя Вообразилия (1980), Если мне подарят лодку (1981) и
др.
Основная тема детской поэзии Заходера — мир животных, среди
которых со своими убедительными и яркими, индивидуализированными характерами и
повадками предстают как хорошо известные персонажи (кенгурята, антилопы,
верблюды, хорьки, страусы), вызывающие не только умиление, но и раздражение
такими чертами, как дикость, невежество, самолюбование, глупость (это кабаны,
носороги, павлины, попугаи), так и невиданные звери, известные лишь читателям
Л.Даррелла и других классиков мировой детской анималистической литературы, в
т.ч. самого Заходера (Кавот, Камут, Мним, Рапунок, Южный Ктототам, Пипа
Суринамская). Как и положено героям детских произведений, звери Заходера
совершают злые и добрые поступки, разговаривают и спорят между собой и с людьми,
обращаются с просьбами о справедливости и защите ("Это зверюшка вполне
безобидная. / Правда, наружность у ней незавидная. / Люди бедняжку назвали —
„Ехидна". / Люди, одумайтесь! /Как вам не стыдно?!", стихотворение
Ехидна).
Та же тема определяет и большую часть прозы Заходера — книги
сказок Мартышкино завтра (1956), Добрый носорог, Жил-был Фип (обе 1977), сказки
Серая звездочка (1963), Русачок (1967), Отшельник и Роза (1969), История
Гусеницы, Почему рыбы молчат, Ма-Тари-Кари (все 1970), Сказка про всех на свете
(1976) и др. (по многим сняты научно-популярные фильмы), в основе которых лежат
рассказы о том или ином "обыкновенном" чуде природы (напр., превращении гусеницы
в бабочку), подразумевающем и смысловой метафорический пласт: путь к нахождению
истинного собственного Я.
Теплом и доброжелательным, понимающим
юмором, постоянной словесной игрой (отличительная черта поэтики Заходера)
проникнуты его стихи о школьниках Пете и Вове, непоседливых озорниках, с наивной
откровенностью рассказывающих о своих проделках и тем самым, не докучая,
поучающих "дурным" примером.
В историю отечественной детской
литературы Заходер вошел как переводчик (зачастую — первый) и перелагатель
многих шедевров зарубежной литературы для детей: повестей-сказок А.А.Милна
Винни-Пух и все-все-все (др. вариант — Винни-Пух и все остальные, 1960),
П.Трэверс Мэри Поппинс (1968), Л.Кэррола Приключения Алисы в Стране Чудес
(1971-1972), сказок К.Чапека, братьев Гримм (Бременские музыканты, 1982, и др.),
пьесы Дж.М.Барри Питер Пэн (1967), стихотворений Я.Бжехвы, Ю.Тувима, У.Дж.Смита,
Л.Керна и др. Выступая скорее как пересказчик текстов английских, чешских,
немецких и польских авторов, внося в процесс перевода собственное творческое
начало, Заходер сумел, сохранив неповторимый аромат оригинала, органично ввести
произведения зарубежной литературы в круг чтения и художественного опыта своих
соотечественников, сделав многие из переведенных им произведений любимым чтением
россиян всех возрастов. Целый ряд его художественных адаптаций послужил основой
музыкальных, сценических, радио- и телеинтерпретаций, стимулом для "продолжений"
и подражаний).
Среди собственных драматических сочинений Заходера для
детского театра — пьесы Ростик в Дремучем Лесу, Мэри Поппинс (обе 1976), Крылья
Дюймовочки (1978; две последние в соавторстве с В.Климовским), Приключения Алисы
в Стране Чудес (1982), либретто оперы Лопушок у Лукоморья (1977), пьесы для
кукольного театра (в т.ч. Очень умные игрушки, 1976).
Острота мысли и
свежесть поэтического языка отличают и "взрослые" стихи Заходера (Листки: Поэма
в стихотворениях, 1965; Мелкие Заходердости и др.).
Широко известный
не только в нашей стране, но и за рубежом, лауреат многих литературных премий (в
т.ч. Международной премии им. Х.К.Андерсена), Заходер блестяще сочетал
классические традиции русской литературы со словотворческими обретениями
"серебряного века".
Умер Заходер в Москве 7 ноября 2000.