Яков Полонский -русский поэт, прозаик. Родился 6 (18) декабря 1819 в Рязани в
небогатой дворянской семье. В 1838 окончил Рязанскую гимназию. Началом своей
литературной деятельности Полонский считал 1837, когда представил одно из своих
стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по
России в сопровождении своего воспитателя В.А.Жуковского.
В 1838
Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в
1844). В студенческие годы сблизился с А.Григорьевым и А.Фетом, которые высоко
оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П.Чаадаевым, А.Хомяковым,
Т.Грановским. В журнале "Отечественные записки" в 1840 было впервые опубликовано
стихотворение Полонского Священный благовест торжественно звучит... Печатался в
журнале "Москвитянин" и в студенческом альманахе "Подземные ключи".
В
1844 вышел первый поэтический сборник Полонского Гаммы, в котором заметно
влияние М.Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре
бытового романса (Встреча, Зимний путь и др.). В этом жанре был впоследствии
написан и шедевр лирики Полонского Песня цыганки ("Мой костер в тумане
светит...", 1853). Литературовед Б.Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой
романсов Полонского "сочетание лирики с повествованием". Для них характерно
большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих
психологическое состояние лирического героя ("Пришли и стали тени ночи..." и
др.).
По окончании университета Полонский переехал в Одессу, где
выпустил второй поэтический сборник Стихотворения 1845 года (1845). Книга
вызвала отрицательную оценку В.Г.Белинского, который увидел в авторе "ни с чем
не связанный, чисто внешний талант". В Одессе Полонский стал заметной фигурой в
кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления
одесской жизни впоследствии легли в основу романа Дешевый город (1879).
В 1846 Полонский получил назначение в Тифлис, в канцелярию наместника
М.Воронцова. Одновременно стал помощником редактора газеты "Закавказский
вестник", в которой печатал очерки. В Тифлисе в 1849 вышел поэтический сборник
Полонского Сазандар (Певец). В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе
"натуральной школы" - т.е. изобилующие бытовыми сценами (Прогулка по Тифлису)
или написанные в духе национального фольклора (Грузинская песня).
В 1851
Полонский переехал в Петербург. В дневнике 1856 записал: "Не знаю, отчего я
чувствую невольно отвращение от всякого политического стихотворения; мне
кажется, что в самом искреннем политическом стихотворении столько же лжи и
неправды, сколько в самой политике". Вскоре Полонский определенно заявил о своем
творческом кредо: "Мне не дал Бог бича сатиры... / И для немногих я поэт" (Для
немногих, 1860). Современники видели в нем "скромного, но честного деятеля
пушкинского направления" (А.Дружинин) и отмечали, что "он никогда не рисуется и
не играет никакой роли, а всегда является таким, каков он есть"
(Е.Штакеншнейдер).
В Петербурге Полонский издал два поэтических сборника
(1856 и 1859), а также первый сборник прозы Рассказы (1859), в которых
Н.Добролюбов заметил "чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее
слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его
сердца". Д.Писарев, напротив, считал подобные черты проявлениями "узенького
психического мира" и относил Полонского к числу "микроскопических поэтиков".
В 1857 Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В Петербург
вернулся в 1860. Пережил личную трагедию - смерть сына и жены, отразившуюся в
стихах Чайка (1860), Безумие горя (1860) и др. В 1860-е годы написал романы
Признания Сергея Чалыгина (1867) и Женитьба Атуева (1869), в которых заметно
влияние И.Тургенева. Полонский печатался в журналах разного направления,
объясняя это в одном из своих писем А.Чехову: "Я всю жизнь был ничей".
В
1858-1860 Полонский редактировал журнал "Русское слово", в 1860-1896 служил в
Комитете иностранной цензуры. Вообще же 1860-1870-е годы были отмечены для поэта
читательским невниманием и житейской неустроенностью. Интерес к поэзии
Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с А.Фетом и А.Майковым он
входил в "поэтический триумвират", пользовавшийся уважением читающей публики.
Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на
"пятницах Полонского" собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым,
внимательно следил за творчеством К.Фофанова и С.Надсона. В стихах Сумасшедший
(1859), Двойник (1862) и др. предсказал некоторые мотивы поэзии 20 в.
В
1890 Полонский писал А.Фету: "По моим стихам можно проследить всю жизнь мою". В
соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое
итоговое Полное собрание сочинений в 5 тт., вышедшее в 1896.
Умер
Полонский в Петербурге 18 (30) октября 1898.
Полонский Яков Петрович
(1819 - 1898), поэт. Родился 6 декабря (18 н.с.) в Рязани в небогатой дворянской
семье. Учился в Рязанской гимназии, по окончании которой поступил на юридический
факультет Московского университета. В студенческие годы начинает писать и
публиковать свои стихи в
"Отечественных записках" (1840), "Москвитянине"
и в студенческом альманахе "Подземные ключи" (1842). Дружит с А.Григорьевым,
А.Фетом, П.Чаадаевым, Т.Грановским, И.Тургеневым.
В 1844 выходит первый
сборник стихов Полонского "Гаммы", обративший на себя внимание критиков и
читателей.
После окончания университета жил в Одессе. Там им был
опубликован второй сборник "Стихотворения 1845 года".
В 1846 Полонский
переезжает в Тифлис, поступает на службу в канцелярию и одновременно работает
помощником редактора газеты "Закавказский вестник". Находясь в Грузии, Полонский
обращается к прозе (статьи и очерки по этнографии), публикуя их в газете.
Грузия вдохновила его на создание в 1849 книги стихов "Сазандар"
(Певец), в 1852 - исторической пьесы "Дареджана Имеретинская".
С 1851
Полонский жил в Петербурге, время от времени выезжая за границу. Сборники стихов
поэта (1855 и 1859) были доброжелательно встречены разными критиками.
В
1859 - 60 был одним из редакторов журнала "Русское слово".
В
общественно-литературной борьбе 1860-х Полонский не принимал участия на стороне
какого-нибудь из лагерей. Он защищал поэзию "любви", противопоставляя ее поэзии
"ненависти" ("Для немногих", 1860; "Поэту-гражданину", 1864), хотя и признавал
невозможность любви "без боли" и жизни вне проблем современности ("Одному из
усталых", 1863). В эти годы его поэзия подвергалась резкой критике со стороны
радикальных демократов. И.Тургенев и Н.Страхов защищали от нападок самобытный
талант Полонского, подчеркивая его "поклонение всему прекрасному и высокому,
служение истине, добру и красоте, любовь к свободе и ненависть к насилию".
В 1880 - 90 Полонский был очень популярным поэтом. В эти годы он
вернулся к темам своей ранней лирики. Вокруг него объединяются самые разные
писатели, художники, ученые. Он очень внимателен к развитию творчества Надсона и
Фофанова.
В 1881 выходит сборник "На закате", в 1890 - "Вечерний звон",
проникнутый мотивами печали и смерти, размышлениями о мимолетности человеческого
счастья.
С 1860 и до 1896 Полонский служил в Комитете иностранной
цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства
для существования.
Я.Полонский умер 18 октября (30 н.с.) 1898 в
Петербурге. Похоронен в Рязани.