Ирвин Уэлш (англ. Irvine Welsh, 27 сентября 1958) — современный шотландский
писатель, автор нашумевших книг «На игле» и «Эйсид Хаус», по которым были
поставлены одноимённые фильмы. В обеих экранизациях и сам Уэлш сыграл
эпизодические роли.
Уэлш родился 27 сентября 1958 года в Лейте,
пригороде Эдинбурга. В возрасте четырёх лет переехал с родителями в Эдинбург,
где после школы окончил курсы по специальности «инженер-электрик». Работал
учеником техника на телевидении, но после удара электрическим током был вынужден
сменить работу. В 1978 году двадцатилетний Уэлш отправился в Лондон, где играл
на гитаре и пел в панк-группах The Pubic Lice и Stairway 13. После чего он вновь
вернулся в Эдинбург, где получил диплом по информатике в Heriot Watt University.
Затем оставил Британские острова и перебрался на континент, в Амстердам.
В начале 90-х Уэлш начал писать. Его первый роман «Trainspotting» (1993)
— проникнутое чёрным юмором повествование о буднях молодых наркоманов Эдинбурга
конца 1980-х годов. Это в значительной степени автобиографическая книга. Юность
Уэлш провел среди наркоманов, но, переселившись в Амстердам, нашёл в себе силы
слезть с иглы. Уэлш стал единственным среди своей наркоманской компании, кто
выжил во время эпидемии СПИДа. В 1996 году Денни Бойл снял на основе
«Trainspotting» фильм «На игле». Популярным стал и саундтрек к ленте, в который
вошли композиции группы Уэлша Primal Scream. После этого Уэлш написал ещё ряд
книг и на данный момент остается одним из наиболее популярных писателей в жанре
контркультуры.
Впрочем, популярность Уэлша в России едва ли может быть
сопоставимой с его известностью на Западе. Вряд ли кому в голову придет воровать
его книги из магазинов. Жесткая стилистика, сленг, наркотики, рэйв, футбол,
секс, жизнь рабочих окраин Эдинбурга, постпанковского поколения, или «поколения
Х», если использовать термин, вошедший в культуру благодаря другому писателю —
канадцу Дугласу Коупленду — вот составляющие успеха Уэлша. Теперь практически
всякое рассуждение об эволюции западной молодежной культуры в конце ХХ века
прочно связано с именем Уэлша. Его произведения уже стали предметом
литературоведческой, социологической и философской рефлексии. О нём говорят,
упоминая при этом не только идеологов панка, но также Жоржа Батая, Селина и
Бодрияра, что, впрочем, лишь делает ещё более явной маргинальность Уэлша на
российской литературной почве. Сам же он подчеркивает свою «нелитературность».
Опыт как таковой, представленный в текстах, претендующих на изображение жизни
без прикрас. Все очень просто и грязно, никаких тебе иллюзий и
сентиментальностей. И никаких красот. Единственное, что выводит существование за
пределы неутешительной обыденности, — наркотический транс и оргии. Для героев
Уэлша есть только путь вниз, путь разрушения. Они заранее готовы к поражению и
сознательно его выбирают. Точнее, не выбирают, а слепо движутся к нему. Потому
что о выборе речи нет.
Второй роман Ирвина Уэлша «Кошмары аиста Марабу»
(Marabou Stork Nightmares, 1995) закрепил за ним известность уверенного
писателя. Он выдержал пять изданий (к 2004 году) и переведен на несколько языков
мира. В 1996 году в свет вышел сборник коротких историй «Эйсид Хаус», по мотивам
трех рассказов из которого была снята одноименная картина (The Acid House,
1998). В 1996 опубликован сборник «Экстази», в который вошли три новеллы о
химических наркотиках. С тех пор Уэлша называют «певцом химического поколения».
В 2002 году Уэлш издал своеобразное продолжение «На игле» — роман «Порно». Время
от времени Уэлш пишет статьи для «Дейли Телеграф» и «Гардиан». В 2008 году вышел
его новый фильм «Торговля мясом», для которого он написал сценарий в соавторстве
с Дином Каваной.
Сейчас живёт в Дублине с женой Элизабет, но часто
приезжает в родной Эдинбург.