Акутагава Рюноскэ
1 марта 1892 года - 24 июля 1927 года
История жизни
Рюноскэ Акутагава.
Отцом будущего
писателя был торговец молоком, имевший в собственности пастбища на окраине
Токио. Мать принадлежала к семье Акутагава, в которой впоследствии воспитывался
знаменитый писатель: отсюда и фамилия.
Рюноскэ родился, когда отцу было
сорок два года, а матери - тридцать три. Следуя старинному обычаю, родители
сделали вид, будто мальчика им подкинули, и отдали его на воспитание в дом
старшей сестры матери, которая хотя и была замужем, но детей не имела. Все это
было сделано из суеверных соображений, поскольку в Японии считается не очень-то
хорошей приметой, когда родителям новорожденного за тридцать лет.
В
1910 г. он окончил токийскую муниципальную среднюю школу в числе лучших и, решив
изучать английскую литературу, поступил в Первый колледж на литературное
отделение.
В 1913 г. Акутагава оканчивает колледж и поступает на
английское отделение Токийского императорского университета. Занятия в
университете разочаровали начинающего литератора - лекции оказались
неинтересными, и он перестал их посещать, увлекшись изданием журнала "Синситё".
Журнал занимал позицию критики школы натурализма, а его представители были
первыми "антинатуралистами". Акутагава и его друзья-литераторы своим творческим
методом провозгласили неореализм.
Взлет демократического движения, по их
мнению, породил в японской литературе два явления: пролетарскую литературу и
неореализм.
Начало творчества писателя относится к 1915 г., когда им
были написаны рассказы "Ворота Расёмон" и "Нос", сразу же заставившие заговорить
о появлении нового талантливого автора. (Кстати, кинофильм режиссера Куросава
Акира под названием "Расёмон" к рассказу никакого отношения не имеет и
основывается на другом произведении писателя - "В чаще".)
Многие критики
появление этих рассказов относят ко времени, когда Акутагава пребывал в душевной
депрессии из-за любовной истории, трагично окончившейся, и стремился отвернуться
от действительности, окунуться в мир древности.
После окончания
университета в декабре 1916 г. Акутагава получает должность преподавателя
английского языка в Военно-морской школе. Свою жизнь в эти годы впоследствии он
опишет в цикле новелл об учителе Ясукити - честном, но несколько непутевом
человеке, который попадает в разные забавные истории.
Своей будущей жене
он писал, что люто ненавидит преподавание: "Стоит мне увидеть лица учеников, как
сразу же охватывает тоска, и тут уж ничего не поделаешь. Но зато я моментально
оживаю, когда передо мной бумага, книги, перо и хороший табак". Тем не менее это
были самые плодотворные годы в его жизни - за девять месяцев он создал около
двадцати новелл, эссе и статей. В то же время с помощью одного из друзей
Акутагава пытается получить место преподавателя в университете Кэйо, но
переговоры затягивались, и в конце концов он принимает другое предложение -
становится сотрудником газеты "Осака майнити симбун".
Относительно
своего пристрастия к изображению прошлого Акутагава говорил: "Душа человека в
древности и современного человека имеет много общего. В этом все дело". Поэтому
в древности он искал аналоги поступков, мыслей, психологии современных ему
людей.
Вообще же сюжеты из прошлого у Акутагава можно разделить на три
периода: XII в., когда древняя столица Японии Киото оказалась во власти
множества несчастий, конец XVI в. - эпоха сильного влияния и распространения
христианства в Японии и начало эпохи Мэйдзи - период просветительства.
Акутагава становится непревзойденным мастером короткого рассказа,
традиции которого имеют в Японии глубокие и древние корни.
Литературные
критики у Акутагава находят нечто общее с произведениями другого прославленного
мэтра японской литературы - Нацумэ Сосэки, в частности проблему эгоизма. Это не
случайно, ведь Акутагава считался одним из учеников Нацумэ и посещал
литературные вечера, устраиваемые в его доме. И в романах Нацумэ, и в новеллах
Акутагава эгоизм не был проблемой, касающейся личности как таковой. Оба писателя
показали эгоизм как острую проблему общества в целом, как "государственный
эгоизм Японии".
Интересны новеллы о деятельности христиан в Японии,
например "Табак и дьявол", "Джулиано Китискэ". Известно, что многие христиане,
прибывавшие в Японию, были мошенниками, развращающими японцев, или авантюристами
от торговли.
В новелле "Табак и дьявол" рассказывается о том, как дьявол
хитростью и коварством завез и распространил табак в Японии. Под табаком имеется
в виду христианство.
Последний период литературной деятельности писателя
- 1921-1927 гг. Все произведения того периода окрашены в яркие социальные тона.
Неприятие некоторых негативных сторон милитаризма и капитализма тех лет писатель
выразил в ряде произведений, в том числе в повести "В стране водяных". Акутагава
показал фашизирующееся японское общество 20-х гг. на примере государства, в
котором живут сказочные существа - водяные каппа.
Акутагава покончил с
собой 24 июля 1927 г., приняв смертельную дозу веронала. Его самоубийство
шокировало друзей и знакомых, но не стало для них чем-то неожиданным. Никто так
и не узнал истинной причины его смерти.
В 1935 г. его другом, писателем
и издателем Кикути Каном была учреждена премия имени Акутагава Рюноскэ, которой
раз в год удостаиваются молодые литераторы Японии по сей день. По числу
художественных переводов Акутагава занимает одно из первых мест среди японских
писателей.