ПЕТРУШЕВСКАЯ, ЛЮДМИЛА СТЕФАНОВНА (р. 1938), русская писательница. Родилась 26
мая 1938 в Москве. Окончила Московский государственный университет, работала
редактором на телевидении. В середине 1960-х годов начала писать рассказы,
первый из которых, История Клариссы, был опубликован в 1972. Пьеса Уроки музыки
(1973) впервые была поставлена режиссером Р.Виктюком в Студенческом театре МГУ.
Первая постановка на профессиональной сцене – пьеса Любовь (1974) в Театре на
Таганке (режиссер Ю.Любимов).
Действие пьес Петрушевской происходит в
обыденных, легко узнаваемых обстоятельствах: в дачном домике (Три девушки в
голубом, 1980), на лестничной площадке (Лестничная клетка, 1974) и т.п. Личности
героинь выявляются в ходе изматывающей борьбы за существование, которую они
ведут в жестоких жизненных ситуациях. Петрушевская делает зримой абсурдность
обыденной жизни, и этим определяется неоднозначность характеров ее персонажей. В
этом смысле особенно показательны тематически связанные пьесы Чинзано (1973) и
День рождения Смирновой (1977), а также пьеса Уроки музыки. В финале Уроков
музыки происходит полное преображение персонажей в своих антиподов: романтически
влюбленный Николай оказывается циником, разбитная Надя – женщиной, способной на
глубокое чувство, добродушные Козловы – примитивными и жестокими людьми. Диалоги
в большинстве пьес Петрушевской построены таким образом, что каждая следующая
реплика зачастую меняет смысл предыдущей. По мнению критика М.Туровской,
«современная бытовая речь... сгущена у нее до уровня литературного феномена.
Лексика дает возможность заглянуть в биографию персонажа, определить его
социальную принадлежность, личность». Одна из самых известных пьес Петрушевской
– Три девушки в голубом. Внутреннее богатство ее главных героинь, враждующих
между собой родственниц, состоит в том, что они оказываются способны жить
вопреки обстоятельствам, по велению сердца. Петрушевская показывает в своих
произведениях, как любая жизненная ситуация может перейти в собственную
противопложность. Поэтому выглядят естественными сюрреалистические элементы,
прорывающие реалистическую драматургическую ткань. Так происходит в одноактной
пьесе Анданте (1975), рассказывающей о мучительном сосуществовании жены и
любовницы дипломата. Имена героинь – Бульди и Ау – так же абсурдны, как их
монологи. В пьесе Квартира Коломбины (1981) сюрреализм является сюжетообразующим
принципом. Литературовед Р.Тименчик считает, что в пьесах Петрушевской
присутствует прозаическое начало, которое превращает их в «роман, записанный
разговорами». Проза Петрушевской так же фантасмагорична и одновременно
реалистична, как и ее драматургия. Язык автора лишен метафор, иногда сух и
сбивчив. Рассказам Петрушевской присуща «новеллистическая неожиданность»
(И.Борисова). Так, в рассказе Бессмертная любовь (1988) писательница подробно
описывает историю нелегкой жизни героини, создавая у читателя впечатление, будто
считает своей главной задачей именно описание бытовых ситуаций. Но неожиданный и
благородный поступок Альберта, мужа главной героини, придает финалу этой
«простой житейской истории» притчевый характер. Персонажи Петрушевской ведут
себя в соответствии с жестокими жизненными обстоятельствами, в которых вынуждены
жить. Например, главная героиня рассказа Свой круг (1988) отказывается от
единственного сына: она знает о своей неизлечимой болезни и пытается
бессердечным поступком заставить бывшего мужа взять на себя заботу о ребенке.
Однако ни один из героев Петрушевской не подвергается полному авторскому
осуждению. В основе такого отношения к персонажам лежит присущий писательнице
«демократизм... как этика, и эстетика, и способ мышления, и тип красоты»
(Борисова). Стремясь создать многообразную картину современной жизни, цельный
образ России, Петрушевская обращается не только к драматургическому и
прозаическому, но и к поэтическому творчеству. Жанр написанного верлибром
произведения Карамзин (1994), в котором своеобразно преломляются классические
сюжеты (например, в отличие от бедной Лизы, героиня по имени бедная Руфа тонет в
бочке с водой, пытаясь достать оттуда припрятанную бутылку водки), писательница
определяет как «деревенский дневник». Стиль Карамзина полифоничен, размышления
автора сливаются с «песнопениями луга» и разговорами героев. В последние годы
Петрушевская обратилась к жанру современной сказки. Ее Сказки для всей семьи
(1993) и другие произведения этого жанра написаны в абсурдистской манере,
заставляющей вспомнить о традиции обэриутов и Алису в Стране Чудес Л.Кэррола.
Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, ее
драматургические произведения ставятся в России и за рубежом.