ЖИТКОВ, БОРИС СТЕПАНОВИЧ (1882–1938), русский писатель. Родился 30 августа (11
сентября) 1882 в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство
провел в Одессе (его школьным другом был К.И.Чуковский), в 1905 принимал участие
в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского
университета (1906) и кораблестроительное – Петербургского политехнического
института (1916). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского
судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем
физики и черчения, руководителем технического училища; много путешествовал.
Печатался с 1924 – сначала адресуясь к взрослой, затем все чаще к
детской аудитории, которую он находил, в частности, как постоянный автор детских
журналов и газет «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж», «Юный натуралист», «Пионер»,
«Ленинские искры» и др. (морские повести в сб. Злое море, 1924; рассказы для
детей Черная махалка, Дяденька, оба 1925; Джарылгач, 1926; Про обезьянку, 1927;
Кружечка под елочкой, 1929; Белый домик, Мангуста, оба 1935; На льдине, 1939;
циклы Морские истории, 1925–1937, Рассказы о животных, 1935; повести Удав,
Черные парус, обе 1927; пьесы Пятый пост, 1927; Семь огней, 1929; сказочная
повесть Элчан-Кайя, 1926; научно-художественный книги Про эту книгу, Свет без
огня, обе 1927; Пароход, 1935, книжки-самоделки, в т.ч. Одень меня, 1928).
Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность, четкость в
определении полюсов добра и зла, неистощимая сюжетная изобретательность,
динамизм повествования, острота и необычность нравственных коллизий, возникающих
в повседневной жизни и раскрывающих истинную суть человека, романтическая вера в
торжество добра и справедливости обеспечили произведениям Житкова почетное место
в русской детской литературе 20 в., а внешне сдержанная, но искренняя и
трогательная любовь к этому миру, ко всему живому и требующему защиты, умение
удивляться красоте бытия, будить сострадание к слабым, в т.ч. к «братьям нашим
меньшим», и интерес к загадкам природы, ясный, лаконичный и серьезный «детский»
язык сделали творчество Житкова любимым чтением юных читателей вплоть до сего
дня. Вершина творчества Житкова – повесть-энциклопедия Что я видел (опубл. в
1938, посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей, где писатель
в жанре путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого
написана книга, отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша при
первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и
животными. Психологизм Житкова, не лишенный социальной тенденциозности в
рассказах о взрослых (добрый и храбрый матрос и жадный хозяин в рассказе На
воде, нищий матрос и корыстолюбивый капитан в рассказе Погибель, благородные
революционеры и злые полицейские, черносотенцы и бандиты в рассказах Вата,
Компас, Пекарня), доброжелательно-назидательный – в обрисовке образов детей
(которые, взрослея, непременно становятся лучше), особенно точен в
повествованиях о животных, которые показаны со всеми своими видовыми
поведенческими признаками, и в то же время с конкретной ситуативной
характеристикой (слон, который спасает хозяина от тигра), как создания, в
которых писатель мудро выделяет достойные качества (преданность волка,
трудолюбие и доброту слона, храбрость обезьянки и т.п.). Житков был
организатором теневого театра и специальной серии книг для малограмотных,
автором незаконченной книги История корабля, цикла Рассказы о технике,
адресованного молодежи, романа для взрослых Виктор Вавич (кн. 1–2, 1929–1937),
рассказывающем, не без автобиографических реминисценций, о периоде революции
1905. Творчество Житкова, классика отечественной детской и анималистической (в
продолжение традиций Л.Н.Толстого и А.П.Чехова) словесности, которого можно,
наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, считать также основоположником
научно-художественного жанра в детской литературе, оказало существенное влияние
на многих детских писателей. Умер Житков в Москве 19 октября 1938.