Витторио Альфьери, граф ди Кортемилья (Vittorio Alfieri, conte di Cortemiglia,
1749-1803) - величайший итальянский трагический писатель. Родился в городе Асти,
в Пьемонте. Воспитывался в Туринской академии. Много путешествовал. Писать начал
с 1774 года. Чтобы сделаться итальянским писателем, ему нужно было преодолеть
колоссальные трудности для овладения языком, т. к. он не знал тосканской речи,
говоря все время или по-французски, или на пьемонтском диалекте. Великую
французскую революцию он вначале приветствовал, но скоро глубоко разочаровался,
испуганный террором, возненавидел и Францию и ее деятелей, против которых
направлен сборник его эпиграмм "Ненавистник французов" ("Misogallo"). Свою жизнь
Альфьери описал в мемуарах (1802, русск. пер., 1914).
В
мировоззрении Альфьери наиболее важен его догматический рационализм; его идеал -
свободная человеческая личность, управляемая прежде всего разумом, логикой и
волей, руководимая чувством долга; с этими идеями тесно связаны политические
взгляды Альфьери, лучшей иллюстрацией которых служат трагедии и предисловия к
ним. Он говорит о "свободе народа", на каждом шагу подчеркивает свою ненависть к
тиранам, свой республиканизм, но это - республиканизм аристократа, резко
разграничивающего "изначально свободных" от "рожденных рабами" ("Misogallo",
XIX). Герой, наиболее близкий ему, - Брут младший, борец за право
аристократической верхушки против "тирана", ставленника народа, Цезаря.
"Свобода" Альфьери для тех избранных, что сумели воспитать себя свободными. Он
приветствует американскую революцию 1776 года в трагедии "Брут I", посвященной
Вашингтону, но в то же время посвящает трагедию "Агис" памяти казненного Карла I
английского, павшего жертвой "несправедливого" парламента. К состоянию Италии
XVIII века Альфьери относится всецело отрицательно, предпослав "Бруту II" ("Брут
младший") ироническое и едкое посвящение "Будущему итальянскому народу". В его
воззрениях ясно выражена психология представителя верхов дворянства, сохранявших
еще перед завоеванием Италии французами политическую гегемонию во многих местах
(Венеция, Пьемонт - родина Альфьери и др.). Альфьери представлял наиболее
здоровую часть своего класса, осознавшую, что спасение раздробленной Италии - в
национальном объединении. Те преобразования, которые принесли с собой
французские завоеватели, представители ненавистной Альфьери буржуазии, - эти
преобразования Альфьери не принял и не хотел принять. Впоследствии Альфьери
изменил свое отношение к "третьему сословию". Все художественное наследие
Альфьери теснейшим образом связано как с изложенными общественно-философскими
воззрениями, так и с идеями его о значении литературы, которые чрезвычайно четко
выражены в его трактате "Del principe e delle lettere" ("О государе и
литературе"), основная мысль которого сводится к тому, что истинная литература
может процветать только у истинно свободного народа. Она должна учить
добродетели и проповедывать свободу (догматизм Альфьери). Но из всех видов
литературы наилучшим образом достигает этой цели поэзия, потому что она
наставляет путем наслаждения, научает человека познавать разумом свои права и
способности, неосознание которых порождает рабство всякого народа.
В
трагедиях Альфьери отражается его рационализм. Основной организующий принцип его
драматургии - логическое построение пьес. Оно проявляется, с одной стороны, в
композиционной стороне трагедий: все сосредоточено вокруг основного стержня
действия, число персонажей весьма ограничено, причем центральные персонажи
всегда оттесняют на задний план всех прочих. Трагедии Альфьери построены на
резких контрастах, без полутеней; их логическая схема - противопоставление
идеального человека, борющегося за свободу и отечество, отрицательному типу
(тирану). Таковы: Дон-Карлос и Филипп ("Filippo"), Брут и Цезарь ("Bruto II");
даже там, где любовная интрига должна играть центральную роль ("Maria Stuarda",
"Mirra" - трагедия кровосмесительницы), Альфьери сосредоточивает внимание всегда
на моральной проблеме, являющейся основой всех его трагических конфликтов, -
именно на преодолении страсти и личных чувств во имя долга и разума. Слабые
личности гибнут (Изабелла в "Filippo", изменяющая мужу), сильные - побеждают,
как Брут Старший, приговаривающий к смерти детей, или Брут Младший, которого
Альфьери нарочито сделал сыном Цезаря, основываясь на легендарных словах
умирающего Цезаря "И ты, дитя". Действие трагедии начинается in medias res (в
разгаре) и стремительно идет к развязке; нет отвлекающих эпизодов. Язык Альфьери
- прежде всего ораторский язык. Логические обоснования, апелляция к разуму
встречаются даже в любовных излияниях, не говоря уже о политических монологах,
где диалектическое искусство Альфьери развертывается в полной силе. Повторения,
перекличка отрывочными, лаконичными вопросами и ответами, лозунги, выкрикиваемые
оратором и вслед за ним народом, - таковы признаки ораторского стиля Альфьери.
Рядом с этим стих его изобилует ударениями, односложными словами, часто
прерывается, вводятся намеренные уклонения от плавного, напевного ритма,
которому, по мнению Альфьери, не место в трагедии, воспевающей человеческие
страсти, служащей "школой нравственности, добродетели и великодушия". Трагедии
Альфьери чрезвычайно сценичны; к этому стремился Альфьери в своем лаконизме и
сосредоточенности действия. Единство времени, места и действия соблюдается у
Альфьери. Он делает довольно удачные попытки восстановить хоры греческой
трагедии ("Alceste"). Особняком стоит его цикл из 4 комедий ("L'uno" - "Единый",
"I pochi" - "Немногие", "I troppi" - "Излишние", "L'antidoto" - "Противоядие"),
где Альфьери проводит свою идею о несовершенстве монархии, демократии, олигархии
как форм правления; идеальное государство, по Альфьери, может создаться лишь в
результате соединения этих трех "ядов". Также особо стоит его "Abel", названный
Альфьери "трамелогедией" (сочетание мелодрамы и трагедии), уже отражающий новые
веяния в итальянской литературе (сентиментализм), проявлявшиеся в творчестве Уго
Фосколо и др.
Чрезвычайно выдаются своей злобной иронией,
разнообразными ритмами, богатством рифм и мастерством каламбуров эпиграммы
Альфьери. Лирические стихотворения Альфьери носят большей частью характер
иронический и сатирический. Главные их темы - политические ("Misogallo", см.
выше). Альфьери - один из лучших мастеров сатиры и сонета; в его "Misogallo"
встречаются весьма оригинальные по ритму стихотворения (например, сатирическая
ода "Teleutodia" в форме греческой оды). Язык прозы Альфьери - язык политических
трактатов-памфлетов. В известной степени ученик классика Ш. Маффеи (умер 1755),
Альфьери - один из виднейших представителей националистической тенденции в
итальянской поэзии, которая, начиная с Филикайя в XVII веке, развилась в
творчестве Парини, Пиндемонте и затем у В. Монти, С. Пеллико и Уго Фосколо.
Драматическое творчество трех последних уже проходит всецело под влиянием
Альфьери, но и на романтическую трагедию (Никколини, Косса, Мандзони) Альфьери
оказал сильнейшее влияние: его националистический пафос нашел себе достойных
продолжателей именно среди романтиков; последний крупный классик в итальянской
литературе, Альфьери уже стоит на грани романтизма. Сам Леопарди в своей
политической лирике часто вдохновлялся Альфьери-поэтом. Его общественное
значение огромно; несмотря на свою враждебность к французской революции, он ярко
отразил в своем творчестве пафос революционной эпохи.