ОСОРГИН, МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ (наст. фамилия Ильин) (1878–1942), русский прозаик,
журналист. Родился 7 (19) октября 1878 в Перми в семье потомственных столбовых
дворян, прямых потомков Рюрика. Начал печататься в гимназические годы, с 1895 (в
т.ч. рассказ Отец, 1896). В 1897 поступил на юридический факультет Московского
университета, откуда в 1899 за участие в студенческих волнениях был сослан в
Пермь под негласный надзор полиции. В 1900 восстановился в университете (окончил
курс в 1902), вел в годы учебы рубрику «Московские письма» («Дневник москвича»)
в газете «Пермские губернские ведомости». Доверительной интонацией, мягкой и
мудрой иронией в сочетании с меткой наблюдательностью отмечены и последующие
рассказы Осоргина в жанре «физиологического очерка» (По наклонной плоскости. Из
студенческой жизни, 1898; Арестантский вагон, 1899), романтической «фантазии»
(Два мгновения. Новогодняя фантазия, 1898) и юмористические зарисовки (Письмо
сынка к мамаше, 1901). Занимался адвокатурой, совместно с К.А.Ковальским,
А.С.Буткевичем и др. основал в Москве издательство «Жизнь и правда», выпускавшее
лубочную литературу. Здесь в 1904 вышли брошюры Осоргина Япония, Русские
военачальники на Дальнем Востоке (биографии Е.И.Алексеева, А.Н.Куропаткина,
С.О.Макарова и др.), Вознаграждение рабочих за несчастные случаи. Закон 2 июня
1903 года.
В 1903 писатель женился на дочери известного народовольца
А.К.Маликова (мемуарный очерк Осоргина Встречи. А.К.Маликов и В.Г.Короленко,
1933). В 1904 вступил в партию эсеров (был близок к ее «левому» крылу), в
подпольной газете которых в 1905 опубликовал статью За что?, оправдывающую
терроризм «борьбой за благо народа». В 1905 во время московского вооруженного
восстания был арестован, из-за совпадения фамилий с одним из руководителей
боевых дружин едва не казнен. Приговорен к ссылке, в мае 1906 временно
освобожден под залог. Пребывание в Таганской тюрьме отразилось в Картинках
тюремной жизни. Из дневника 1906 г., 1907; участие в эсеровском движении – в
очерках Николай Иванович, 1923, где, в частности, упоминалось и об участии
В.И.Ленина в диспуте на квартире Осоргина; Венок памяти малых, 1924; Девятьсот
пятый год. К юбилею, 1930; а также в рассказе Террорист, 1929, и имеющей
документальную основу дилогии Свидетель истории, 1932, и Книга о концах, 1935.
Уже в 1906 Осоргин пишет о том, что «трудно отличить революционера от
хулигана», и в 1907 нелегально уезжает в Италию, откуда посылает в русскую
прессу корреспонденции (часть вошла в кн. Очерки современной Италии, 1913),
рассказы, стихи и детские сказки, часть которых вошла в кн. Сказки и несказки
(1918). С 1908 постоянно сотрудничает в газете «Русские ведомости» и журнале
«Вестник Европы», где опубликовал рассказы Эмигрант (1910), Моя дочь (1911),
Призраки (1913) и др. Около 1914 вступил в масонское братство Великой ложи
Италии. В те же годы, изучив итальянский язык, пристально следил за новостями
итальянской культуры (статьи о творчестве Г.Д"Аннунцио, А.Фогаццаро, Дж.Паскали
и др., о «разрушителях культуры» – итальянских футуристах в литературе и
живописи), стал крупнейшим специалистом по Италии и одним из самых видных
русских журналистов, выработал специфический жанр беллетризованного эссе, с
конца 1910-х годов нередко пронизанного характерной для манеры писателя
лирической иронией. В июле 1916 полулегально вернулся в Россию. В августе в
«Русских ведомостях» была опубликована его ст. Дым отечества, вызвавшая гнев
«патриотов» такими сентенциями: «...очень хочется взять российского человека за
плечи... тряхнуть и прибавить: «А и горазд же ты спать даже и под пушку!».
Продолжая работать разъездным корреспондентом, выступил с циклами очерков По
Родине (1916) и По тихому фронту (1917).
Февральскую революцию принял
сначала восторженно, затем – настороженно; весной 1917 в ст. Старая прокламация
предупреждал об опасности большевизма и «нового самодержца» – Владимира,
опубликовал цикл беллетризованных очерков о «человеке из народа» – «Аннушке»,
выпустил брошюры Борцы за свободу (1917, о народовольцах), Про нынешнюю войну и
про вечный мир» (2-е изд., 1917), в которой ратовал за войну до победного конца,
Охранное отделение и его секреты (1917). После Октябрьской революции выступал
против большевиков в оппозиционных газетах, призывал к всеобщей политической
забастовке, в 1918 в ст. День скорби предсказал разгон большевиками
Учредительного собрания. Укрепление большевистской власти побудило Осоргина
призвать интеллигенцию заняться созидательным трудом, сам он стал одним из
организаторов и первым председателем Союза журналистов, вице-председателем
Московского отделения Всероссийского союза писателей (совместно с
М.О.Гершензоном подготовил устав союза), а также создателем знаменитой Книжной
лавки писателей, ставшей одним из важных центров общения литераторов и читателей
и своеобразным автографическим («рукописным») издательством. Принимал активное
участие в работе московского кружка «Студия Итальяна».
В 1919 был
арестован, освобожден по ходатайству Союза писателей и Ю.К.Балтрушайтиса. В 1921
работал в Комиссии помощи голодающим при ВЦИК (Помгол), был редактором
издаваемого ею бюллетеня «Помощь»; в августе 1921 был арестован вместе с
некоторыми членами комиссии; от смертной казни их спасло вмешательство
Ф.Нансена. Зиму 1921–1922 провел в Казани, редактируя «Литературную газету»,
вернулся в Москву. Продолжал публиковать сказки для детей и рассказы, перевел
(по просьбе Е.Б.Вахтангова) пьесу К.Гоцци Принцесса Турандот (изд. 1923), пьесы
К.Гольдони. В 1918 сделал наброски большого романа о революции (опубликована
глава Обезьяний городок). Осенью 1922 с группой оппозиционно настроенных
представителей отечественной интеллигенции был выслан из СССР (очерк Как нас
уехали. Юбилейное, 1932). Тоскуя по Родине, до 1937 сохранял советский паспорт.
Жил в Берлине, выступал с лекциями в Италии, с 1923 – во Франции, где после
женитьбы на дальней родственнице М.А.Бакунина вступил в наиболее спокойную и
плодотворную полосу своей жизни.
Мировую известность принес Осоргину
начатый еще в России роман Сивцев Вражек (отд. изд. 1928), где в свободно
скомпонованном ряде глав-новелл представлена спокойная, размеренная и духовно
насыщенная жизнь в старинном центре Москвы профессора-орнитолога и его внучки, –
типичное бытие прекраснодушной русской интеллигенции, которое сначала потрясает
Первая мировая война, а затем взламывает революция. На произошедшее в России
Осоргин стремится взглянуть с точки зрения «абстрактного», вневременного и даже
внесоциального гуманизма, проводя постоянные параллели человеческого мира с
животным. Констатация несколько ученического тяготения к толстовской традиции,
упреки в «сырости», недостаточной организованности повествования, не говоря уже
о явной его тенденциозности, не помешали огромному читательскому успеху Сивцева
Вражка. Ясность и чистота письма, напряженность лирико-философской мысли,
светлая ностальгическая тональность, продиктованная непреходящей и острой
любовью к своему отечеству, живость и точность бытописания, воскрешающего аромат
московского прошлого, обаяние главных героев – носителей безусловных
нравствственных ценностей сообщают роману Осоргина прелесть и глубину
высокохудожественного литературного свидетельства об одном из сложнейших
периодов в истории России. Творческой удачей писателя стали также Повесть о
сестре (отд. изд. 1931; впервые опубл. 1930 в журнале «Современные записки», как
и многие другие эмигрантские произведения Осоргина), навеянная теплыми
воспоминаниями о семье писателя и создающая «чеховский» образ чистой и цельной
героини; посвященная памяти родителей книга мемуаров Вещи человека (1929), сб.
Чудо на озере (1931). Мудрая простота, задушевность, ненавязчивый юмор,
свойственные манере Осоргина, проявились и в его «старинных рассказах» (часть
вошла в сб. Повесть о некоей девице, 1838). Обладая отменным литературным
вкусом, Осоргин успешно выступал как литературный критик.
Примечателен
цикл романов на автобиографическом материале Свидетель истории (1932), Книга о
концах (1935) и Вольный каменщик (1937). В первых двух дано художественное
осмысление революционных умонастроений и событий в России начала века, не
лишенное черт авантюрно-приключенческого повествования и приводящее к мысли о
тупиковости жертвенно-идеалистического пути максималистов, а в третьем – жизни
русских эмигрантов, связавших себя с масонством, одним из активных деятелей
которого Осоргин был с начала 1930-х годов. Критика отмечала художественное
новаторство Вольного каменщика, использование стилистики кинематографа (отчасти
родственное поэтике европейского экспрессионизма) и газетных жанров
(информационные вкрапления, фактуальная насыщенность, сенсационно-лозунговые
«шапки» и т.п.).
Отчетливо проявившийся в романе Сивцев Вражек пантеизм
Осоргина нашел выражение и в цикле лирических очерков Происшествия зеленого мира
(1938; первоначально публиковались в «Последних новостях» за подписью
«Обыватель»), где пристальное внимание ко всему живому на земле сочетается с
протестом против наступательной технотронной цивилизации. В русле такого же
«оберегающего» восприятия создан и цикл, посвященный миру вещей, – собранной
писателем богатейшей коллекции русских изданий Записки старого книгоеда
(1928–1937), где в архаизированно-точной, правильной и красочной авторской речи
выразился безошибочный слух прозаика на русское слово.
Незадолго до
войны Осоргин начал работу над мемуарами (Детство и Юность, обе 1938; Времена –
опубл. 1955). В 1940 писатель перебрался из Парижа на юг Франции; в 1940–1942
публиковал в «Новом русском слове» (Нью-Йорк) корреспонденции Письма из Франции.
Пессимизм, осознание бессмысленности не только физического, но и духовного
противостояния злу отражены в книгах В тихом местечке Франции (изд. в 1946) и
Письма о незначительном (изд. в 1952).
Умер Осоргин в Шабри (Франция) 27
ноября 1942.